Уже известно, что в первые дни января в город вновь нагрянет фестиваль уличной еды "Счастье быть". Правда, на этот раз он пройдёт в новом формате. Главное отличие от прошлогоднего "Счастья…" - это то, что мы получим возможность оценить кулинарное мастерство местных производителей из Миасса, Златоуста и Чебаркуля.
А пока фестиваль не начался, давайте попробуем силой воображения перенестись в XIX век, присесть за стол проживающей в Миасском заводе обычной горнозаводской семьи и отведать того, что подавала домочадцам хозяйка...
Повседневная трапеза горнозаводчан была довольно однообразной. Питались они три раза в день. Вставал рабочий люд рано, в 4-5 часов, а хозяйка - мать или жена - поднималась ещё раньше, часа в два, чтобы растопить печь и приготовить завтрак. Утром подавался картофель, сваренный с конопляным семенем либо жареный на сале. На столе могли быть оладьи, замешанные на молочной сыворотке. Запивали сытный завтрак молоком, иногда - чаем.
Обедать садились в полдень или ждали, когда все вернутся с работы. Обязателен был мясной суп или щи, молочная каша, чай. Кстати, щи могли быть "простыми" или "суровыми" (то есть с перцем и горчицей). Ужин начинался, когда солнце заходило за горизонт, и в целом он мало чем отличался от обеда.
По сведениям русского историка-краеведа, археолога, архивиста, этнографа и журналиста Руфа Игнатьева, посетившего Миасский завод в 1866 году, всякий хлеб, выпекаемый из ржаной муки, назывался нашими предками калачом. Из пшеничной муки пекли булки и шаньги - небольшие круглые хлебцы, обмазанные сверху яичным желтком или сметаной.
Среди первых блюд популярностью пользовались лапша с мясом, картофельная похлёбка, уха (в Миасском заводе её называли щербой, причём рыба из ухи вынималась и подавалась на стол отдельно в холодном виде).
Любили горнозаводчане каши (ячменную, просяную, полбяную с молоком или маслом), кулагу (кисло-сладкое блюдо из ржаной муки и солода, по внешнему виду напоминающее густую кашу) и пряники из кулаги, а также курники (круглые пирожки из пресного теста с мясом), косники (пирожки треугольной формы), жареную рыбу.
Характерные для уральской кухни пельмени обычно начиняли рубленой (именно рубленой, а не пропущенной через мясорубку!) говядиной или рыбой. В постные дни начинку делали из мелко нарубленной капусты или груздей.
Из напитков уральцы предпочитали квас. Добавляя в него хлеб и лук, получали тюрю - ею питались в постные дни. Из овса, гороха, гречневой муки варили кисели.
Лакомств на столе не было. Лесные ягоды, которыми всегда были богаты окрестные леса, сушили и использовали в основном как начинку для пирогов. В праздники пекли медовые пряники.
Так что, как видите, стол миасцев XIX века был не богат и не изобилен, но зато прост и сытен.
Совсем другое дело - праздники, в дни которых перечень блюд расширялся.
Руф Игнатьев в статье "Миасский завод" рассказывает, что в такие дни на стол ставили пирог с говядиной, свининой, капустой, морковью, брюквой и творогом (прежде чем резать пирог на куски, верхнюю корку его разрезали и поливали маслом), холодец, наваристые щи, мясную лапшу, яичницу с молоком, отварную курицу, жаркое из говядины с картофелем, ватрушки ("творушки"), пироги с вареньем или сушёными ягодами. Мясной пирог и холодец считались праздничными блюдами и были обязательны в похоронных обрядах.
Если праздник приходился на постные дни, стол состоял из пирога с рыбой (пирог тоже разрезался, начиная с верхней корки, и поливался растительным маслом), холодной рыбы, солёных огурцов и груздей, ухи, горошницы, жареного картофеля, горохового киселя (варианты: ячменный кисель или овсяный с маслом), пирогов с малиной, клубникой, земляникой, дикой вишней, калиной.
Так утверждали исследователи - выше упомянутый нами Руф Игнатьев и аспирант Отдела народов Урала музея археологии и этнографии Уфимского научного центра РАН Игорь Кучумов.
Но, скорее всего, люди, волею судьбы заброшенные в Миасс с разных мест России, привнесли сюда и кулинарные традиции своей Родины. Как это было, обязательно расскажем.