сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, Международный день акварели, суббота, 23.11.2024

На сайте 351 читатель
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 




Реклама
Рекламодатель:
ООО "Миассинвест"
ИНН: 7415082613
erid: 2VfnxxVSaPS

 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Ноябрь, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
"Основа у меня крепкая, казачья"
Ветеран Великой Отечественной войны не собирается сдаваться преклонным годам
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=71763
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: История Миасса/Миасс в лицах
Опубликовано: 04.05.23 12:31
Обсуждение: 2 сообщения
фото

"Основа у меня крепкая, казачья"

Через два года жителю старгорода Александру Павловичу Щапину исполнится сто лет, но память у него превосходная, слух - на зависть, зрению можно только позавидовать, как и гладкой, чистой, красивой речи. Да и здоровье, слава Богу, позволяет и баньку истопить, и огород вскопать-засадить, и обед приготовить, и навести порядок в доме, построенном когда-то своими руками, и бельё постирать в допотопной, но до сих пор исправно работающей "стиралке" 60-х годов…

Вот только ноги… Ноги ветерана подводят. Болят, да не только (и не столько) от старости, сколько от тяжёлой работы на благо Отечества во время Великой Отечественной войны…

Дойти до Свято-Троицкого храма ему тяжеловато, но и тут нашёлся выход: из глубокого уважения к самому возрастному прихожанину отец Георгий поручил своему помощнику привозить его на машине на службу и обратно.

Решили мы накануне Дня Победы навестить ветерана, послушать его рассказы.

- Проходите, проходите в дом, - пригласил Александр Павлович. - А я тут огородом занимался, погода-то хорошая…

Заходим. На всех подоконниках у Щапина - крепкая, здоровая рассада помидоров.

- Александр Павлович, сами рассаду выращиваете? - удивляемся мы.

- Дочка посадила, а я уж рощу, ухаживаю, мне не трудно… Вот чеснок из погреба достал (показывает картонную коробку с крупными чесночными головками). Отобрал хороший для посадки, а проросший настаиваю да пью…

- На водке настаиваете?

- Зачем на водке? - смеётся, оценив шутку. - На воде. Водка, она для другого нужна… Язык развязывает. А у меня и без водки язык всегда развязанный был.

…На стене звонко тикают ходики. Этот давно забытый звук погружает нас в атмосферу воспоминаний хозяина.

- Вот смотрите, - Александр Павлович открывает альбом с фотографиями, пытается достать нужное фото. - Это я. Служил в 195-м Гвардейском Гатчинском бомбардировочном авиаполку.

- Когда и как туда попали?

- Учился я тогда в автотехникуме. Пришёл к нам в 1942 году работник военкомата. Спросил: "Кто хочет служить в авиации и в артиллерии?" Я поднял руку. Мне тогда еще и семнадцати не было, маленький, метр 48 сантиметров ростом, весом 48 кг. Послали меня в Челябинскую военную авиационную школу. Проучился год и три месяца. Направили в Новосибирскую авиашколу. Там пришлось работать на скоростных бомбардировщиках СБ. Механиком я был, готовил самолёты к учебным полётам, чтобы исправными были. Летом процесс подготовки было немного проще, а вот в зимнее время… Представьте себе Новосибирск, температура воздуха минус 40-45 градусов, а двигатели на самолётах - водяного охлаждения. Чтобы запустить, надо было их сначала отогреть, а чтобы отогреть, необходима горячая вода. Были у нас водомаслогрейки ("гончарки"). Техники всю ночь грели цилиндрическую емкость с перегородкой (большая такая бочка, обшитая деревом, и топка). С одной стороны в бочку заливалась вода, с другой - масло, всё это нагревалось. Чтобы запустить двигатель даже при 30 градусах холода, требовалось около 100-150 литров воды. И эту воду мы таскали вёдрами, забирались по стремянке к самолету, заливали в бак. Водомаслогрейка стояла от самолёта на расстоянии примерно метров 15: ставить её рядом было нельзя - там же искры от топки летят, может и пожар случиться. Мы, втроем, распределяли обязанности между собой: кто-то заливал воду, кто-то нёс горячую от "гончарки" к самолёту, кто-то сидел с воронкой у водяного радиатора, принимал горячую воду и заливал её… Тут такой ещё факт: кипяток заливать нельзя - надо в ведро сначала снежку бросить, чтобы температура получилась градусов 60-65. Вот такая "зарядка" была у нас каждое утро. Но это позволяло даже на сильном морозе заводить двигатели. Когда запустишь, приходила лётная группа - 18 человек с инструктором. Лётчик садился в основную кабину, я - в штурманскую. Делали круг над аэродромом. Потом я вылезал. Если инструктор признавал, что моторы хорошо работают, тогда в кабину залезал курсант. Самая желанная для техника фраза инструктора - "Замечаний нет". Это была высшая оценка сделанной нами работы.

- Вот вы отогрели двигатель - и на этом ваша работа закончилась?

- Что вы! Нет, конечно! После каждого очередного полёта надо было подбежать к самолёту, осмотреть шасси, колёса (зимой - лыжи). Если всё хорошо, то, значит, следующий курсант взлетает. Летом самолёт делал до пятидесяти посадок, и 50 раз я бегал туда-сюда, туда-сюда… Окончились полёты, лётчик - инструктор вылез, дал группе указание - кому-то учиться, кому-то отдыхать. А мне опять надо работать, готовить самолёт к следующему дню. Технический состав фактически не отдыхал. Мы, честно говоря, порой забывали, где день и где ночь, от самолётов не отходили. Требовалось, чтобы самолёты были готовы к вылету в любое время.

- А спали-то вы когда?

- Это никого не интересовало. Главное - чтобы самолёт к утру был готов. Время-то какое было?.. Военное!.. Два с половиной года я так служил. Выпустил, наверное, 150-160 летчиков. Были среди них курсанты, которые быстро всё схватывали, а некоторые 50 вылетов сделают, но никак не схватят суть полёта. Лётчик должен чувствовать самолёт попой.

- Ничего непредвиденного не случалось за время службы?

- Было… Однажды мой самолёт совершил вынужденную посадку. Курсант не те рычаги закрыл и всю воду выплеснул из радиаторов. Двигатели перестали подчиняться. Он всё-таки сумел приземлиться. Я первый подбежал, но стоял рядом, потому что подходить мне было нельзя. Тут же примчался и командир части на своем "виллисе", инструктор стоял на подножке, держась за дверку. Курсант бегал, открывал капоты у двигателей, метался, торопился, а всё кругом парило, как вулкан. Командир прямо с подножки заскочил на центроплан, заглянул внутрь и всё сразу понял: "Ого, да тут картина ясная!" Зацепили самолёт и на стоянку поволокли. А мне пришлось менять оба двигателя…

- А когда война закончилась…

- Дали мне отпуск на родину, а по возращении оказалось, что части-то и нет… В связи с окончанием войны Новосибирскую военно-авиационную школу лётчиков авиации дальнего действия расформировали. В общем, послали меня в ремонтную бригаду и приказали готовить самолёты для передачи в другие части. Месяц я служил, потом вызвали в штаб: "Езжай…" Проехали мы Москву, Смоленск, Брестскую крепость, Варшаву. Утром меня забрал самолёт в местечко Старая Весть, недалеко от границы с Германией. Там стоял наш 195 полк. То есть я вернулся к своим. Меня там уже ждали. Дали самолет без единого двигателя: "Готовь к полёту в Россию"… И полетели мы на Дальний Восток. Посадки делали в Казани, Свердловске, Омске, Новосибирске, Красноярске, а от Читы до Хабаровска - 2000 км - летели без посадки. Стал наш боевой полк транспортным при штабе армии. Четыре с половиной года прослужил там.

- А как же дальше ваша судьба сложилась?

- Вернулся я с войны. Устроился было в моторный цех на автозаводе, но душа как-то не лежала. Вернулся домой отец (он в войну строил в Челябинске ТЭЦ), стал работать на прииске. И я за ним - в строительный цех Миасского прииска треста "ЮжУралЗолото". Стал работать, и вдруг отказали ноги. Только подлечили - все снова повторилось. И так трижды. В третий раз встретил в больнице старушку, которая, глянув на меня, неожиданно сказала: "Сынок, тебя не вылечат здесь. Сейчас апрель. Мураши в лесу есть. Надо нагрести мурашей, накипятить воду, в кадку мурашей вывалить, залить водой, закрыть, чтобы хорошенько напрело, а потом самому туда залезть". Пяти минут я там не просидел, как пот с меня градом, сердце забухало. Два раза - и я пошёл своими ногами. И вот до сих пор хожу. У меня же с войны всё простужено. Дали о себе знать зимние ремонты… Но основа у меня крепкая, я же родом из казаков. В нашей деревне Щапино, близ Травников, жил дедушка Феклист (так его все звали). Был он не местный, а земельный надел и вольную получил после суворовских походов. Здоровый, метра два ростом, широкий в плечах. Образования никакого, а душа добрая. Увидит путника на дороге - и тут же велит своему работнику запрячь лошадь и довезти прохожего до соседней деревни.

- Александр Павлович, дети-то есть у вас, внуки, правнуки?

- Дети есть. Было два сына, один умер, другой остался. И дочь ещё. Внуков и правнуков уже и не считаю - много. На день рождения, в день Победы собираемся, песни поём. Всегда поздравляет меня начальник Миасского прииска Дементьев. И батюшка в храме обязательно дарит хороший букет.

- Без дела, похоже, вы не сидите?

- В своём доме всегда найдётся дело. Мог бы и квартиру, конечно, получить, я же ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда и ветеран золотоплатиновой промышленности, да не хочу разговоров лишних. Мне и здесь хорошо…

…Просим хозяина примерить праздничный пиджак с медалями. Он стесняется, но всё-таки уступает просьбе, выносит пиджак на плечиках. Как бы оправдываясь, добавляет: "Удостоверение к медали "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г." у меня есть, а самой медали нет… Когда вручали, не оказалось самой медали, военком поздравил, сказал, что позже отдадут, так вот до сих пор и нет".

Расспрашивала и гостила у ветерана Наталья Корчагина, фото из семейного архива Александра Павловича Щапина и Александра Мизурова.

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
"Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья" "Основа у меня крепкая, казачья"


 в рубрике: История Миасса/Миасс в лицах 

"Мы были настолько влюблены в вас, что тоже решили стать теоретиками!"

"Объявлен врагом народа и арестован прямо во время шахматного турнира"

"Дом их придставлял полную щащу с большими постройками"

До Берлина - без единой царапины
"Пишу вам, а сам плачу. Неохота ехать туда..."
В музее народного образования Миасса хранятся письма тургоякского жителя Николая Звездина
"Понурая лошаденка, мужичок в лаптях..."
185 лет назад родился миасский золотопромышленник Егор Митрофанович Симонов
"К празднику давал бедняку Кривоногову три копейки на чай"
185 лет назад родился миасский золотопромышленник Егор Митрофанович Симонов
"Включайте радио, там оперу передают!"
Миасский доктор Лишневский ставил точные диагнозы без УЗИ и МРТ
"Всё должно идти из души"
Творчество миасской "Рины Зелёной" ценил Виктор Петрович Макеев
"А меня вообще сослали в бухгалтерию!"
В годы войны в Миассе жила будущая актриса кино и театра Людмила Иванова


 последние новости 

Полицейские-кинологи Миасса провели экскурсию для школьников

Какие яркие события ждут жителей и гостей Миасса в выходные?

В некоторых домах Миасса в выходной отключат свет и воду

Миасцам необходимо знать о новых требованиях к паспортам
Тёплую погоду в Миасс принесёт антициклон
Погоду на Южном Урале будет диктовать антициклон, который принесёт в регион тепло
Миасцы, кто ещё не оплатил налоги на имущество за 2023 год?
Межрайонная ИФНС России № 31 по Челябинской области напоминает, что для оплаты имущественного налога осталось менее двух недель
В Миассе определили победителя конкурса "Воспитать человека - 2024"
Победителем муниципального этапа всероссийского конкурса стала педагог миасской школы № 14
Глава Миасса обсудил с инвестором перспективы развития городского пляжа
В планах на следующий сезон - внедрение "зелёных" технологий в развлекательную сферу
Рыбакам Миасса напомнили о безопасности на водоёмах
В рамках профилактических рейдов миасцам разъясняют, что пренебрегать своей безопасностью ради любимого увлечения недопустимо
Особенные пловцы Миасса успешно выступили на областных стартах
За медали в турнире боролись более сотни спортсменов из 11-ти территорий Челябинской области

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: 2Vfnxy12HQc

Как разместить здесь рекламу

Полицейские-кинологи Миасса провели экскурсию для школьников
Ребятам продемонстрировали, как служебные собаки могут брать след и находить запрещённые вещества

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: 2Vfnxy29oJY







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.