сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, Международный день шахмат, суббота, 20.07.2019

На сайте 644 читателя
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 
ВКонтактеFacebook

 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Июль, 2019
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
На правах рекламы
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья
Кто прилетел в провинциальный городок осенью 1936 года?
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=53975
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: История Миасса
Опубликовано: 13.04.19 17:42
фото

В 1936 году, на пустыре между Миассом и селом Черное (ныне Черновское) приземлился самолет У-2. Самолёт-шпион?.. Диверсанты?.. Не спешите. Расскажем обо всём по порядку.

Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья

В январе 1931 года IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсомола над военно-воздушным флотом. В авиацию пошли тысячи юношей и девушек, вдохновлённых именами Коккинаки, Гризодубовой, Леваневского.

Набор в лётно-планерную школу объявили и в Миассе. К концу сентября 1936 года поступило более 60 заявлений, в том числе и от трёх девушек.

А в начале октября молодые планеристы получили возможность своими глазами увидеть настоящий самолёт из агитэскадрильи имени Максима Горького - да не просто увидеть, а даже подняться на нём в небо.

Что же это за агитэскадрилья такая?..

Сбор средств на создание агитэскадрильи имени Максима Горького инициировал в октябре 1932 года журнал "Огонёк". За год с небольшим удалось собрать шесть миллионов рублей, и с 5 мая 1933 года началась регулярная работа эскадрильи. С Центрального аэродроме совершались агитационные и демонстрационные полёты и перелёты по всей стране.

Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья
Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья

Некоторые самолёты получили имена по названиям печатных изданий: "Работница", "Правда", "Огонёк", "Красная Звезда", "Пионерская правда" и другие. Был даже "Крокодил" (АНТ-9), остроумно "загримированный" под зубастого хищника по эскизам карикатуриста Бориса Ефимова.

Предполагалось, что флагманом агитэскадрильи станет самолёт-гигант "Максим Горький": длина фюзеляжа - 32,5 м, ширина - 3,5 м, высота - 2,5 м, размах крыла - 63 м. Машины таких размеров не создавались нигде в мире ещё почти полтора десятка лет.

Самолёт имел автоматическую телефонную станцию, пневматическую почту, мощный громкоговоритель радиостанции "Голос с неба", фотолабораторию, киноустановку для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полёте на облака, но эта затея оказалась технически неосуществимой). Были помещение для типографии, способной во время полёта за час напечатать до 10 тысяч листовок, и мини-электростанция.

17 июня 1934 года "Максим Горький" совершил свой первый полёт. Через день во время встречи челюскинцев "небесный агитатор" пролетел над Красной площадью, сбросив вниз 200 тысяч листовок. А 18 мая 1935 года в небе над Москвой произошла крупнейшая авиакатастрофа: истребитель И-15, сопровождавший АНТ-20 "Максим Горький", выполняя фигуры высшего пилотажа, врезался в крыло воздушного гиганта, и обе машины рухнули на землю…

Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья
Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья

Несмотря на трагедию с флагманом, агитэскадрилья просуществовала пять лет, выполнила сотни агитрейсов, провела более трёх тысяч митингов. В целом различными мероприятиями удалось охватить более десяти миллионов человек.

И среди этих миллионов были жители Миасса!

8 октября 1936 года "Рабочая газета" сообщила, что 4 числа в Миасс прилетел самолёт "Коммунист"-СССР-1803", чтобы "ознакомиться с развёртыванием стахановского движения в тальковой промышленности и мобилизовать рабочих на дальнейшее внедрение стахановского метода".

Уже на следующий день после прилёта, 5 октября, на встречу с лётчиком В.И. Кизиловым и бортмехаником В.П. Колпаковым с рудников приехали лучшие рабочие-стахановцы. Экипаж ознакомился с тальковым производством и поучаствовал в общем собрании рабочих, где стахановцы критиковали недостатки, тормозящие стахановское движение.

Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья
Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья

6 октября рабочих с жёнами и детьми, а также стахановцев с рудников на автомашинах отправили к месту посадки самолёта. После митинга, на котором лётчик Кизилов рассказал о значении авиации в нашей стране, началось самое интересное. Миасцы на самолёте, которым управлял Кизилов, летали над городом.

Вот как описала это событие "Рабочая газета": "Поле было запружено стахановцами, рабочими и их семьями. Самолёты в Миассе - редкое явление, большинство в воздух поднялись впервые. Свои впечатления они записывали в бортовой журнал самолёта. Габедин Шарафутдинов, забойщик Кирябинского рудника, написал: "Я старик, мне 50 лет, а сегодня я имел счастье покататься первый раз на самолёте…".

В общей сложности 44 человека поднимались в этот день на высоту до 400 метров.

Впервые летала и молодёжь из Миасской планерной школы, которая позже тоже поделилась своими впечатлениями.

"Когда я поступил в лётно-планерную станцию учиться, - писал некто Кулябин, - мне хотелось узнать, как чувствуют себя люди, которые летают в воздухе. И вот я впервые поднялся в воздух. Во время подъёма и движения по прямой чувствовал себя хорошо, но когда пилот, выключив машину, сразу опускал её вниз, как камень, а также при разворотах на 90 градусов и 180 градусов, как-то начинало трогать, как говорят, за живое…".

"День выдался туманный, видимость плохая, но все же полёты открыли, - рассказывала курсант Ефимова. - Я летала первой из всех курсантов. Дали старт. Самолёт, плавно покачиваясь, летел над городом, и никаких страхов не было. Только во время разворотов, когда создаётся крен, появлялось небольшое сомнение - не вытряхнешься ли из кабины?.. Но это, наверное, от того, что я летала в первый раз. Летать хорошо! После полётов я ещё крепче решила посвятить себя авиации и стать хорошим лётчиком".

"Долго я думала, как это люди летают на самолёте, - признавалась Растворова. - И вот 6 октября я без всяких волнений села в самолёт. Самолёт вдруг встрепенулся. Думала, что у меня закружится голова, но, наоборот, я чувствовала себя в самолёте очень бодро. Как только закончу лётно-планерную школу - обязательно стану лётчиком!".

Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья
Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья

А вот самый подробный рассказ миасца о первом в жизни полёте: "Я очень ждал своей очереди, и она, наконец, наступила. Вскоре я уже сидел в самолёте, пристёгнутый ремнём. Пилот прибавил обороты, шум и ветер усилились, и мы покатились по земле. Через некоторое время я почувствовал, что мы оторвались от земли и начали быстро набирать высоту. Взглянув за борт, я увидел быстро уплывающую землю, и вскоре мы летели уже над миасским прудом. Но вот пилот выключил мотор, и мы начали проваливаться вниз. Создалось впечатление, что проваливаешься не вместе с машиной, а один. Затем делали боковые крены. Сделав круг над городом, мы полетели вдоль пруда, затем над лесом и вскоре пошли на посадку. Так окончился этот необычный, но хороший промежуток времени, сильно на меня подействовавший. И я ещё больше, чем раньше, решил посвятить себя авиации".

7 октября 1936 года лётчики агитэскадрильи побывали в редакции "Рабочей газеты". Бортмеханик В.П. Колпаков рассказал, что самолёт направлен для обслуживания предприятий главного управления неметаллургической промышленности (Главнемет) и что они уже посетили ряд рудников и предприятий Восточной и Западной Сибири и Урала, Свердловск, Челябинск и т.д.

"Хотели мы остановиться в Кыштыме, но дым от лесных пожаров затруднил посадку, - посетовал он. - Собирались лететь на мраморный завод, за Златоуст, но из-за отсутствия посадочной площадки думаем лететь в Карталы".

А на следующий день, 8 октября, в два часа дня самолёт "Коммунист" поднялся с посадочной площадки за прудом и вылетел в Карталы.

Окончание следует…

[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья Как в Миассе "гостила" агитэскадрилья


 в рубрике: История Миасса 

Как живётся возле памятника культуры?

"Ослепительно блестят на бравых пожарных медные каски…"

Взгляд через века: "Даже городом-то трудно было назвать это селение"

Одна машина, два мотоцикла и 10 велосипедов
Дворец за прудом
140 лет назад золотопромышленник Егор Симонов приобрёл участок под застройку
Трамвай в Миассе: несбывшаяся мечта
Не только златоустовцы, но и мы с вами могли бы ездить на трамваях
"Стрела", монорельс, серебристые ели
В честь 60-летия машгородка - вспомним несколько любопытных фактов из его истории
Тайны Пионерского сада. Был - и сплыл?
Без должного внимания и заботы Миасс лишился прекрасного уголка отдыха
"Люди не галки, им и нечего летать…"
В 1912 году жители Миасского завода впервые увидели аэроплан
Гостил ли у нас Игорь Северянин?..
В своём стихотворении поэт-футурист восславил Миасс и его окрестности


 последние новости 

Саммиты, до свидания?

День ФИДЕ

"В отпуск - без долгов"

Работаем над демографией
Внимание, розыск!
Жителей Миасса просят помочь в поисках школьницы, приехавшей погостить из Красноярска
На Южный Урал надвигается буря
Ливни, грозы и шквалистый ветер: в Челябинской области объявлено экстренное предупреждение
Бокс доступен каждому
В Международный день бокса миасцев приглашают на общегородскую тренировку и показательные бои
Автомобилист сбил девочку
Полицейские Миасса просят горожан помочь в розыске скрывшегося с места ДТП водителя
Образы Тургояка, воркаут-турнир и цирк-шапито
Куда сходить в Миассе в выходные дни - подскажет афиша на сайте "Miass.ru"
В краю голубых озёр
В Миассе на берегу озера Тургояк прошёл фестиваль тенниса для спортсменов с особенностями здоровья


Внимание, розыск!
Жителей Миасса просят помочь в поисках школьницы, приехавшей погостить из Красноярска

Автомобилист сбил девочку
Полицейские Миасса просят горожан помочь в розыске скрывшегося с места ДТП водителя

Саммиты, до свидания?
Президент Владимир Путин сообщил, что основные мероприятия саммитов ШОС и БРИКС 2020 года перенесут из Челябинска в Санкт-Петербург








Наши партнеры beautyhack.ru
Информация о лицензии фсб на работу с гостайной на АтомПромТех.ру.

главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Все права защищены и охраняются законом. ©Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru". Миасс, 2004-2019.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено. Порядок и Условия использования данных "Ньюс Миасс.ру".
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Наши координаты: mail@newsmiass.ru, 8 (3513) 59-30-68. ООО "ВЕБ Миасс". ЭЛ № 77-38746 от 28.01.10.