сделать стартовой | обновить Сегодня в Миассе, День специалиста юридической службы в Вооруженных Силах России, пятница, 29.03.2024

На сайте 1282 читателя
 Новости Фоторепортаж Интервью Мнения Фотофакт Гость редакции Поиск новостей 
 рубрики 
Все за сегодня

Официоз
Социум
Бизнес
Городское хозяйство
Среда обитания
Дежурная часть  16+
Здоровье
Отдых
По материалам СМИ
История Миасса
Официальный вестник

 мы в соцсетях 


Реклама
Рекламодатель:
ООО "Миассинвест"
ИНН: 7415082613
erid: LdtCKRSER

 наши проекты 
Сайт города Miass.ru
Miass.info
Справочник Miass.BIZ
Собрание депутатов
Почетные граждане
 поиск в новостях 

Март, 2024
пн 
вт 
ср 
чт 
пт 
сб 
вс 




1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 обсуждаемые темы 
 лучший комментарий 
 разделы 
Поиск
Карта сайта
Архив новостей
Фотографии
Видео/Аудио
Экспресс-опросы
Об агентстве
Размещение баннеров
Обзоры и статьи
Вопросы к редакции
index.rss
Мобильная версия сайта
 Miass.BIZ 
Предприятия города
Городские сайты
Городские СМИ
 

Яндекс.Метрика
Главное - научить думать сердцем
О школе, о детях, о литературе - разговор с лауреатом премии Законодательного собрания области Галиной Глебовой
Постоянный адрес статьи: http://newsmiass.ru/index.php?news=29467
Агентство новостей "NewsMiass.ru"
Рубрика: Интервью
Опубликовано: 27.09.12 20:30
Обсуждение: 18 сообщений
фото

Главное - научить думать сердцем

В преддверии Дня учителя группе работников образования Южного Урала за высокие достижения на педагогическом поприще будут вручены премии ЗСО. Церемония вручения состоится в Челябинском государственном театре драмы имени Наума Орлова. Среди лауреатов премии - учитель русского языка и литературы миасской школы № 10 Галина Ивановна Глебова, которую корреспондент агентства NewsMiass.ru, поздравив с высокой наградой, попросил ответить на несколько вопросов.

- Галина Ивановна, наверное, не ошибусь, если замечу, что очень многие педагоги, привязанные на всю жизнь к своей работе и состоявшиеся в ней, мечтали стать учителем со школьной скамьи. А у Вас каким был путь в профессию? И кстати, откуда Вы родом, какими судьбами оказались в Миассе?

- Признаюсь, в детстве об учительстве и не думала, а мечтала стать артисткой, как и многие другие сверстницы. Перед выпускными экзаменами даже послала письмо во ВГИК и получила ответ о приёмных экзаменах. Но так как семья наша была многодетная (четыре сестры, я самая старшая), пришлось отказаться от высокой мечты и выбирать вуз поближе, да и специальность более "приземлённую". Причем, выбирать могла всё что угодно, поскольку по всем предметам училась хорошо и даже на олимпиаде по физике занимала первое место в городе.

Родилась я в Верхнем Уфалее, очень живописном и приятном для проживания городе, окружённом красивыми лесами и множеством озёр. Пойти в педагогический мне очень настойчиво советовала наша классный руководитель Нина Андреевна Кибирева: "Галочка, тебе место в школе и только в школе". Правда, в Челябинский педагогический документы так и не сдала. Мне показалось, что там какая-то суета, девчонки чопорные, неприветливые, и я подала заявление на филологический факультет в Челябинский государственный университет. К сожалению, не хватило полбалла, чтобы поступить. Да, наверное, не к сожалению, а к добру. Пошла на завод, чтобы через два года поступить на рабфак. На заводе была возможность и спортом заниматься, и в художественной самодеятельности участвовать, ходила в драмкружок, дважды в год выезжала на тренировочные сборы. А летом нас направляли в пионерский лагерь вожатыми. Так что это была, как говорится, школа жизни, да и семье могла немного помогать. Любопытно, что зарабатывала я тогда больше, значительно больше, нежели потом, когда учительствовала после шести лет учебы в университете.

- А кем Вы работали?

- Клейщицей этикеток на батарейки "Крона".

- Вручную наклеивали?

- Ну да, тогда ещё не было автоматизированной линии.

- В Миасс приехали по направлению университета? В какой школе начинали работать?

- Сначала, в 1987-м году, сюда приехал мой муж, который учился в университете на физмате и был направлен на предприятие КБМ (сейчас это ГРЦ "КБ имени Макеева). А я, приехав через год, сразу стала работать в 10-й школе. Моим куратором, как молодого специалиста, был Иван Артемьевич Олейник, о котором у меня сохранилась светлая, добрая память. Так что на будущий год 25 лет "стукнет" моего стажа в 10-й школе.

- Вас, преподавателя литературы, не может не тревожить, что современные дети читают меньше, чем прежде…

- Думаю, что читают они во все времена одинаково. Не все, но ведь и раньше не все читали. Неудобно, что сейчас появились сокращённые тексты в интернете. Это очень неудобно, потому как им кажется, что узнать краткое содержание достаточно, чтобы широко мыслить, рассуждать. К сожалению, рассуждать дети не очень любят.

Учеников, которые равнодушны к чтению книг, довольно часто отсылаю к повести Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Помните - этот тот самый градус, при котором горит бумага? Говорю ребятам: прочитайте и подумайте, ведь вы тоже можете дойти до этого общества, когда ночью вдруг не захочется жить. А у Брэдбери написано, до скольких строчек сокращаются тексты великих произведений. Писатель был убежден, что душа не выдержит жизни без книг.

- Чему по большому счёту Вы хотите научить детей?

- Так трудно сразу ответить… Хочу научить их мыслить, рассуждать, но не математически, не логически, потому что достаточно и других предметов, воспитывающих логическое мышление. А хочу научить их думать душой. Это, считаю, самое главное, когда ты не категорично говоришь - этот хороший, этот мне нравится, а тот не нравится. В каждом человеке есть что-то хорошее. Это хорошее надо найти, нужно уметь прощать, слышать. Не будешь слушать, не будешь чувствовать сердцем, ничего никогда не получится

- Для этого у Вас есть какие-либо свои "инструменты"?

- Очень много на уроке провожу параллелей с современностью, потому что это даёт пищу для размышлений, и к тому же современная жизнь им безусловно ближе. Спрашиваю - почему классик стал классиком и почему его читают до сих пор? Да потому как всё то, что люди делали, говорили, о чём думали в XVII, XVIII или XIX веках, они во все времена по сути думают, говорят одно и то же. Они просто одеты в другие одежды, техника вокруг другая, скорости совершенно иные. Но ничего внутри человека не изменилось. Он сам никак не изменился. Вот десять заповедей Божьих - они ведь актуальны для любых народов и для любого времени. Или, например, вспомним Михаила Булгакова. "Люди, как люди…, - говорил на сеансе чёрной магии один из персонажей, - обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их".

И, в общем, не раз мне приходилось убеждаться в том, что когда соотносишь классику с современностью, тогда что-то детей начинает трогать. Маленьких тронуть легче, они и поплакать могут. Ведь до сих пор мы не можем в классе "Му-му" до конца прочитать.

- Плачут?

- И они плачут, и я вместе с ними каждый раз переживаю. Мы все чувствительные, и чем старше - тем больше. В старших классах тоже есть много таких произведений, которые тревожат, им только показать это надо. Вот изучаем "Евгения Онегина". Для многих поэма неинтересна. Почему? Потому что многое непонятно. Объясняю - если бы вы учились в 19-м веке, вы знали бы древнегреческие мифы, римских поэтов, европейскую литературу. Всем этим богатством просвещённая молодёжь того времени свободно оперировала в общении друг с другом. И если бы, говорю детям, вы ближе познакомились с античной литературой, то и Пушкин стал бы более понятен, и Гоголя бы читали с большим удовольствием.

К сожалению, сама школьная программа грешит тем, что не даёт возможности ребёнку задуматься, прочувствовать произведение. Потому что современные учебники, может, я грубо скажу, буквально напичканы текстами - как сельди в бочке. А не всегда количество переходит в качество. Надо всё-таки, чтобы объёмы чтения не пугали детей. Когда-нибудь они сами прочтут нужную книгу, если с детства полюбят литературу.

- Вам не приходилось сталкиваться с мнением, что книга, которую "проходят" в школе, может оставить человека совершенно равнодушным, но он будет покорён, прочитав её значительно позже. Может быть, некоторые произведения рано навязывать школьникам?

- Согласна, кое-что действительно, давать не надо. Вот, например, в программе у нас есть "Тихий Дон". Ну, очень тяжело он даётся детям, а вместе с тем у Шолохова есть другие произведения, которые, хоть и значительно короче, но те же жизненные проблемы затрагивают. Есть в школьной программе произведения и авторы, которых я бы убрала совсем. Но ведь нас не спрашивают. Обидно.

Или противоположный пример. Убрали "Белеет парус одинокий" Валентина Катаева. Как я любила эту повесть! Ведь можно, читая её, не о революции говорить, а о том, как живут люди, как происходит становление личности, характера, как возвышает человека дружба. Великолепная книжка! Отриньте революционную тематику, это так просто сделать на уроке, не акцентировав внимания детей на событиях далёкой давности, но нет - выплеснули бриллиант добротной, мастерски написанной прозы.

А знаете, что поставили в пятом классе как бы взамен "Парусу"? "Корову" Андрея Платонова. Убеждена, что именно этот рассказ писателя не стоит того, чтобы его изучать, у него есть значительно более ценные вещи, например, тот же "Неизвестный цветок", который более понятен детям. Честно признаться, "Корову" отрабатываем на уроке просто как технику чтения, потому что говорить о содержании не считаю нужным.

- Хотите ли Вы, чтобы Ваши ученики стали филологами, пошли по Вашим стопам?

- Это было бы приятно, не скрою. Но выдержат ли детки это? Молодежь сейчас как рассуждает: самое главное - чтобы работа была нескучная и хорошо оплачиваемая. Вот и моя дочь так говорит. Спорю с ней: ведь работа - это не цирк, чтобы кто-то тебя развлекал. Тем не менее хороший заработок становится главным мерилом при выборе работы. Увы, наша профессия в настоящее время в нашем государстве столько денег не даёт.

- А репетиторство не выручает?

- Да, помогает в какой-то мере пополнить семейный бюджет. Но требует больших жертв сил и времени. Необходимо к этому часу подготовиться, его отработать. Причем это время взято от моей семьи и от подготовки к урокам в школе, ибо никто не освободил учителя от той же проверки тетрадей. Так что компенсировать приходится ночным временем.

- К тому же, наверное, есть и потребность, и необходимость самой читать, следить за современной литературой… Что Вы, кстати, сейчас читаете?

- Вы правы, не читать нельзя и не могу. Летом наслаждалась романом Андре Моруа "Байрон", потом "Курсив - мой" Нины Берберовой в жанре мемуаров о поэтах Серебряного века. Это - для души. Чтобы следить за новинками современной литературы, хожу в библиотеку на ул. Циолковского, 10 (филиал № 4) - замечательная, замечу кстати, библиотека. Читала Захара Прилепина, который мне показался интересен, особенно его небольшие философские рассказы об отношениях мужчины и женщины. Открыла для себя творчество Андрея Геласимова, больше всего поразили его "Степные боги". Летом имею возможность выбирать книги в своё удовольствие. Но читаю всегда довольно медленно, размышляю, рассуждаю, а если это моя личная книжка - она вся непременно испещрена моими заметочками, комментариями.

- Что доставляет Вам радость в работе учителя, что Вы считаете достижениями?

- Это когда читаю сочинения и когда вижу мысли ребенка. Мысли, которые не заимствованы из интернета, не скаченные, не списанные, не переписанные. А те мысли, которые содержат хоть чуть-чуть, хоть маленькую толику того, что я им говорила. Поверьте, наша работа требует большого терпенья. И какое это счастье - видеть, что мне удалось что-то вложить в ребёнка. Например, на уроке русского языка ты долго-долго долбишь-долбишь одно и то же правило, а через год или два дети выдают тебе то, чем ты долго-долго с ними занимался.

- Сегодня дети по грамотности уступают тем своим сверстникам, что учились раньше?

- По-разному бывает, и дело здесь не только во времени. Прежде всего, надо смотреть - это дано человеку или не дано. Если дано, то ты уже только помогаешь закреплять грамотность, правишь, как огранку. Если не дано, то тогда самому ребёнку очень трудно. А если при этом родители дома не помогают (хотя бы отслеживали!), то школьнику в три раза труднее. И будь я семи пядей во лбу, если родителям наплевать, как пишет ребёнок слова "корова" или "искусство", то ничего не получится. К сожалению, в этом плане сейчас у нас много детей заброшенных. Причем, независимо, достойная ли семья или там есть какие-то неизлечимые проблемы.

Конечно, можно сослаться на изменившийся темп жизни, на то, что родителям, чтобы обеспечить сносное существование семье, приходится много работать. Но вспоминая свои школьные годы, не могу сказать, чтобы мама сидела надо мной или моими сестрами, когда мы готовили уроки. Наши родители тоже были очень заняты, они уходили в семь утра на работу, приходили в шесть вечера. Потом мама занималась своими делами на кухне, потому что надо было всех нас кормить. А мы сами делали уроки, уборку в доме, бегали на тренировки, занимались в каких-то кружках. Потом мама приходила в школу на родительское собрание и… получала от этого удовольствие.

- В каких отношениях Вы с компьютером, пользуетесь ли электронными ресурсами на уроках?

- Безусловно, без этого сегодня нельзя работать. Вспоминается, как раньше нам, чтобы сделать урок наглядным, приходилось рыться в журналах, вырезать картинки, относящиеся к теме урока. Сейчас в интернете можно найти массу материала, который помогает проиллюстрировать рассказ учителя. Кроме того издаётся много дисков по биографиям великих писателей, диски добротные, интересные, содержательные - с озвучиванием текстов артистами, с музыкальным сопровождением.

- Эти диски поступают в школу как методические пособия для учителей?

- Нет, это называется "сама купила". Или есть, например, такой путь. Очень мне хотелось иметь биографию Достоевского. А времени, чтобы скачивать большой фильм из интернета, жалко, да его и не хватает обычно. Тогда я пошла в магазин и заказала диск, дав ссылку на сайт. Вот как легко и просто. Правда, есть одно "но" - на всё это надо деньги и время. А почему бы правительственным ведомствам от образования, вместо того, чтобы говорить со всех трибун о модернизации, о новых стандартах, не подготовить такие материалы в помощь учителям. По телеканалу "Культура", например, часто идут замечательные фильмы просветительского характера (как правило, глубокой ночью), почему бы на их основе, допустим в сокращённом варианте, не выпустить большим тиражом те же диски? Может, когда-нибудь до этого дойдут, пока же всё приходится искать, добывать, составлять самим.

- Какая у Вас учительская нагрузка?

- Сейчас - 29 часов плюс классное руководство в 10 классе. Это много, очень много для русоведа, самое большое надо бы 20-22 часа. Хорошо бы иметь ещё одного преподавателя литературы в школе, но учителей не хватает, никто к нам особенно не спешит.

- Как Вам работается в школе? Не жалеете, что не стали артисткой?

- Теперь уже не жалею. Кстати, мою мечту воплотила в жизнь младшая сестрёнка - закончила в Екатеринбурге актёрское отделение института культуры, работает в Нижневартовском драмтеатре, была признана лучшей актрисой года. Мне это очень приятно.

А моя профессия мне нравится. Конечно, есть вещи в нашей системе образования, которые ни понять, ни принять не могу. Почему школы так бедствуют? Ведь целая проблема - систему отопления поменять, окна новые поставить. Ну не должны дети и учителя в холоде сидеть, это неправильно. Пора и компьютерную технику обновлять, принтер и сканер у нас уже на ладан дышат, ведь получали в своё время не самые новейшие модели. Но опять все упирается в отсутствие средств. С родителей деньги собирать? На это я никогда не пойду, совесть не позволяет. Вот выпускники подарили телевизор, когда у школы был юбилей, большое спасибо.

Есть учителя, которые собирают спонсорскую "дань" с родителей, на добровольной, разумеется, основе последних. Я к помощи родителей обращаюсь по большому счёту только тогда, когда в классе надо сделать косметический ремонт. Они мне никогда не отказывают, понимают - это их же детям надо, чтобы в кабинете было чисто и свежо, чтобы легче дышалось. Впрочем, и в других просьбах отказа не встречаю, у нас с родителями полное взаимопонимание, как мне кажется. И это очень помогает в работе.

Должна также сказать, что в нашей школе хороший, дружелюбный коллектив, мне здесь работать комфортно. К тому же я оптимист по натуре. Так что несмотря на то, что приходишь иногда из школы, пошатываясь от усталости, потом, приготовив родным ужин, сделав какие-то домашние дела, примерно с половины двенадцатого засиживаешься до глубокой ночи за подготовкой к урокам, несмотря на все эти и другие трудности, получаю от своей работы большое удовольствие.

Беседовала Зоя Соколова
[обсудить тему | дискуссия на форуме | версия для печати]
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
 фотогалерея 
Главное - научить думать сердцем Главное - научить думать сердцем


 в рубрике: Интервью 

"Будущий сквер станет важной точкой притяжения"

Про благоустройство, транспорт, горячую воду, дизайн-код...

"Не смотри на жизнь через щелочку!"

"Беда современного школьника - огромное количество информации вокруг него"
"Быть юристом - это жить проблемой своего клиента"
Интервью с управляющим партнёром юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергеем Гаврюшкиным в канун Дня юриста
"Мы учим добру, отзывчивости, любви к родной культуре"
Заведующая фольклорным отделением ДШИ № 2 Любовь Улякина - о любви к народному творчеству и насыщенной жизни юных фольклористов
Не только вкусно, но и с сертификатом!
Миасский сыр "Легенды вкуса" получил сертификат качества в Москве
"Основная цель - сохранить производство"
Конкурсный управляющий АО "ММЗ" рассказал о перспективах предприятия по выходу из кризисной ситуации
"Обсуждать можно много чего, но с законом не поспоришь"
Как проекты благоустройства по инициативному бюджетированию проходили отбор - рассказал начальник управления ЖКХ, энергетики и транспорта администрации МГО Роман Комаров
"От такого подхода наше государство не становится цивилизованнее"
О плюсах и минусах параллельного импорта в России рассказал эксперт в сфере интеллектуальной собственности, юрист Сергей Гаврюшкин


 последние новости 

Уфу, Миасс и Златоуст свяжет туристический поезд

В Миассе за помощь мошенникам задержали 19-летнего парня

Где в Миассе запланировано отключение света?

Водитель, сбивший подростка в Миассе, проехал на красный свет
"Включайте радио, там оперу передают!"
Миасский доктор Лишневский ставил точные диагнозы без УЗИ и МРТ
Для пенсионеров Миасса проходят шахматные мастер-классы
Уроки интеллектуальных игр в центре социального обслуживания даёт серебряный волонтёр
Трасса М-5 от Миасса до Челябинска станет четырёхполосной
Капремонт участка трассы от Миасса до столицы Южного Урала завершится уже летом 2024 года
Подросток попал под машину на улице Миасса
Авария произошла под вечер на улице 8 Июля
Инструкторы ГОЧС Миасса продолжают подомовой обход жителей
Основная цель - инструктаж по правилам поведения при угрозе подтопления дворовых территорий
В лесу под Миассом застряли рыбаки из Златоуста
Машина рыболовов застряла у озера Тургояк. Пришлось обратиться к спасателям

Реклама
Рекламодатель:
АО «УралАЗ-Энерго»
ИНН: 7415036215
erid: LdtCK62fw

Как разместить здесь рекламу

Реклама
Рекламодатель:
АО «Ильмен-Тау»
ИНН: 7415054542
erid: LdtCK7EcD







главная | карта сайта | поиск | архив | наверх
Агентство новостей и информации "NewsMiass.ru" ("НьюсМиасс.ру"). Миасс, 2004-2023.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 28 января 2010 года. Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77-38746. Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ Миасс". Главный редактор: Тихоненко С.А.
Подробнее о соблюдении авторских прав, информационном сопровождении и размещении рекламы.
Адрес электронной почты редакции: news@miass.ru, телефон редакции: +7 (3513) 59-30-68. Знак информационный продукции 16+.