В связи с тем, что поступает немало вопросов от жителей округа о проблемах реформирования жилищно-коммунального хозяйства, комитет по ЖКХ, энергетике и транспорту администрации Миасского городского округа считает нужно довести до горожан подробную информацию по этой проблеме.

1. Проблемы развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры Миасского городского округа.

Экономический кризис в России 90-х годов повлек обострение состояния отрасли жилищно-коммунального хозяйства, финансирование которой всегда происходило по остаточному принципу. Наблюдалось увеличение числа аварий, особенно в инженерных сетях, ветшание жилищного фонда.

Состояние в ЖКХ г. Миасса не имело принципиальных отличий от других регионов и характеризовалось:

• ростом оплаты за жилье и коммунальные услуги при низких доходах населения и несвоевременности выплат заработной платы, пенсий и пособий, что вызвало рост задолженности потребителей услуг (до 30% семей) и как следствие - это невыполненные объемы работ жилищно-коммунальными предприятиями, ухудшение качества предоставляемых услуг, недостаточная подготовка к сезонной эксплуатации и т.п.;

• принятием в муниципальную собственность большого количества "ведомственного" жилья и объектов коммунальной инфраструктуры, как правило, с высокой степенью износа. Если по состоянию на 1995г. муниципальный жилой фонд составлял 2158 тыс.кв.м., то к концу 2006г. площадь жилищного фонда, находящегося в собственности города, увеличилась до 2438,4 тыс.кв. м. Принятое жилье требовало повышенных затрат и дополнительных финансовых средств на его восстановление и содержание.

• отсутствием конкуренции и "многофункциональностью" жилищно- эксплуатационных предприятий города, которые были "переданы" для эксплуатации ведомственного жилья.

Основополагающей целью реформирования отрасли явилось обеспечение социально - ориентированной и безубыточной работы жилищно-коммунального хозяйства города. Главным условием проведения реформы стала экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета с целью решения следующих задач:

1. Создание условий проживания, отвечающих стандартам качества;

2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, при одновременном улучшении технического состояния жилищного фонда и инженерных объектов ЖКХ;

3. Усиление социальной направленности и обеспечение государственного контроля в сфере ЖКХ.

Основными проблемами экономических взаимоотношений отрасли являлись ее дотационность и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество, хронический дефицит финансирования, высокая затратность и отсутствие экономических стимулов снижения издержек, неэффективная и бесприбыльная работа предприятий ЖКХ, высокий уровень потерь ресурсов.

В настоящее время общая площадь жилого фонда, находящегося на обслуживании жилищно- коммунальных предприятий округа, составляет 3639 тыс. кв.м., в том числе поссоветы 270,38 тыс.кв.м.

Основная масса жилищного фонда, а это 79% всего жилищного фонда со сроком эксплуатации до 50 лет и только 14% жилищного фонда города со сроком эксплуатации более 100 лет

Решающую роль в поддержании технического состояния жилищного фонда играет своевременное проведение капитального и текущего ремонта.

Одним из основных проблемных вопросов является выполнение капитальных ремонтов жилищного фонда. Согласно статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Для выполнения работ капитального характера и приведения жилищного фонда к нормативному уровню в соответствии с классификацией и сроками службы Миасскому городскому округу необходима сумма 504, 5 млн. руб.

В Жилищном Кодексе каждый житель несет бремя ответственности за содержание общего имущества, в т.ч. и за своевременное выполнение капитальных ремонтов. Надеемся, что решение по финансированию капитальных ремонтов будет принято на Федеральном уровне, без этого реформа просто теряет весь смысл.

Очень остро стоит вопрос по капитальным ремонтам и замене морально устаревших лифтов. В округе ведется разработка программы , общая сумма необходимых затрат составляет 80 млн. руб. Даже при условии растягивания данной программы на 10 лет у округа нет возможности вкладывать такие суммы . Необходима поддержка областных и федеральных структур.

Одной из серьёзных проблем городского масштаба является состояние инженерной инфраструктуры. Муниципалитетом были приняты "ведомственные" наружные сети с очень высокой степенью износа.

Износ городских сетей составляет:

сети водопровода - 43%:

сети канализации - 36%;

электрические сети-32%

тепловые сети - 48%.

В настоящее время удаётся обеспечивать стабильное и бесперебойное функционирование инженерной инфраструктуры. Ежегодно вкладываются денежные средства на выполнение капитальных ремонтов на сетях с использованием средств предприятий, месного и областного бюджетов, так по годам было освоено работ капитального характера :

2002г.- 44,28 млн. руб.,

2003г.-35 млн. руб. ;

2004г.-52,73 млн. руб.;

2005г.-68,78 млн. руб.;

2006г. - 74,98 млн. руб.

2. Итоги реформирования ЖКХ Миасского городского округа

2.1. Совершенствование системы управления ЖКХ, демонополизация и развитие конкурентной среды

В рамках утвержденной федеральной программы в Миасском городском округе проводятся мероприятия по поэтапному совершенствованию системы управления ЖКХ.

Согласно концепции реформирования и модернизации жилищно- коммунального комплекса Челябинской области до 2010года, на первом этапе (2003 год) выполнялись мероприятия, рассчитанные на получение следующих результатов:

• развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

• инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности перед организациями жилищно- коммунального комплекса;

• переход на реальные договорные отношения в жилищно- коммунальном комплексе;

• совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно - коммунальных услуг;

• постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно - коммунальные услуги.

До 2003 года в городе отсутствовала конкурентная среда, обслуживанием муниципального жилого фонда занимались МГУП ЖКХ "Северное" и МГУП ЖКХ "Центральное". Предприятия были многофункциональными, т.к. кроме муниципального жилого фонда ими обслуживались муниципальные котельные, тепловые сети, дороги, бани и т.д.

С 2003 года в городе начали проводиться конкурсные отборы: сначала на выполнение работ по капитальным ремонтам (конкурсный отбор представляемой сметной документации), а затем и на обслуживание жилого фонда.

В 2002 году в виде эксперимента 6% жилого фонда было передано на обслуживание вновь организованным частным предприятиям -ООО "Жил-Сервис" (103489,6м2) и ООО ЖКХ "Первомайское"(42449,9 м2). На начальном этапе предприятия работали под повышенным контролем, внимательно анализировались жалобы перешедших в частную структуру работников и жителей обслуживаемых территорий. Частные предприятия быстро адаптировались, работники с большей ответственностью стали подходить к выполнению работ, жители ощутили на себе улучшение качества обслуживания.

В феврале 2003 года эксперимент был расширен. Новой частной структуре ООО "Коммунальщик" передали на обслуживание 3-й и 5-й микрорайоны центральной части города с общей площадью муниципального жилого фонда 243594,3 м2.

В апреле 2003 года прошел конкурс на обслуживание значительной части жилого фонда, остававшегося в ведении муниципальных предприятий.

Лоты выиграли ООО "Альтернатива", ООО ЖКХ "Рассвет" и ООО "Коммунальщик.

Руководители этих предприятий - работники жилищно- коммунального хозяйства со стажем работы в структуре ЖКХ. В ходе конкурса между ними шла здоровая конкурентная борьба. Все частники взялись обслуживать жилой фонд при условии снижения расходов на обслуживание на 5-11% ниже среднегородской стоимости.

Руководители активизировали работу по привлечению спонсоров, проживающих на обслуживаемой территории, для благоустройства дворов, строительства малых форм и озеленения территории .

В декабре 2003 года состоялся очередной конкурс на обслуживание жилого фонда, в результате которого уже 100% муниципального жилья перешло на обслуживание в частные руки. На этом конкурсе был создан прецедент передачи территорий одного частного предприятия другому. Поселок Первомайский, ранее обслуживаемый ООО ЖКХ "Первомайское", отошел к ООО ЖКХ "Рассвет". Предпочтение было сделано, исходя из качества услуг предприятий -основного критерия отбора.

Конкурсный отбор позволил снизить расходы на "содержание жилого фонда" на 5% и при переходе с 75% на 90% уровень платежей населения с 1 .09.2003 года полная стоимость услуги "содержание и техническое обслуживание жилого фонда" была снижена.

В частные руки по итогам конкурсного отбора переданы также:

- обслуживание лифтов,

- муниципальные котельные,

- обслуживание тепловых сетей;

- обслуживание бань;

- благоустройство кладбищ.

Обслуживание сетей частными предприятиями позволило сократить количество аварий, ускорить выполнение аварийно- восстановительных работ, т.к. в зимнее время года, когда не хватает денежных средств для расчета с поставщиками тепло- энергоресурсов для ремонта и оплаты труда, частники вкладывают собственные средства с учетом последующего их возмещения . При этом ЧП заинтересовано в проведении модернизации и внедрении мероприятий по энергосбережению, т.к. это в последующем даст экономический эффект и позволит снизить расходы на обслуживание тепловых сетей.

Передача на обслуживание в частные руки бань в 2003 году позволила значительно сократить потребную дотацию из бюджета при сохранении условий обслуживания ( на собственные средства все бани были оснащены приборами учета, введены дополнительные услуги, и т.д.), а с мая 2006 года и полностью отказаться от их дотирования, передав бани в долгосрочную аренду с условием сохранения профиля обслуживания в общих отделениях бань и сохранением 50% льгот для пенсионеров от установленных тарифов.

Передача частным предприятиям на обслуживание городских кладбищ позволила сократить выделяемую на содержание кладбищ дотацию в 2 раза. При этом в округе разработана программа "Мероприятия по содержанию и благоустройству кладбищ" с долевым участием бюджета в размере 50%. Благодаря данной программе на кладбищах наведен порядок, заасфальтированы центральные аллеи 2-х основных кладбищ, внедрена система учета захоронений, работа по которой будет продолжена в текущем году. В результате проделанной работы упрощается поиск захоронений , в компьютере можно увидеть как место захоронения на плане кладбища, так и фотографию памятника. Это позволит более рационально использовать земельные участки под захоронение умерших.

В округе из-за пассивности жителей не нашло широкого применения создание ТСЖ, их в округе всего 12, в основном это вновь построенные дома. Функционируют в округе и 22 жилищно-строительных кооператива.

В составе муниципального жилищного фонда находятся 18 общежитий, большая часть из которых была передана в муниципальную собственность предприятиями в целях освобождения от несвойственных им функций по обслуживанию и содержанию жилья .

Общежития принимались муниципалитетом в неудовлетворительном, а иногда и в аварийном состоянии. Проблема общежитий носит острый социальный характер в связи с перенаселенностью и не всегда удовлетворительными условиями проживания.

Функции по управлению жилищным фондом до 2006 г. были возложены на МУ "Служба заказчика ЖКУ и транспорта".

Между МУ "Служба заказчика ЖКУ и транспорта" и частными предприятиями ЖКХ были заключены договоры муниципального заказа. Для улучшения собираемости денежных средств с населения в городе с 1.01.2004г. организовано МУ "Расчетно- кассовый центр".

Работа по заключению договоров с жителями была возложена на предприятия ЖКХ.

Предприятия заключили прямые договоры с МУ "РКЦ" на проведение расчетов, доставку квитанций до населения, сбор средств и своевременное перечисление собранных средств .

В договоре муниципального заказа были прописаны условия снижения оплаты при некачественно предоставлении услуг жителям. В 2004 году жители оплачивали 90% от фактических затрат, через МУ "Служба заказчика ЖКУ и транспорта" проводилась дотация 10% .

Из приведенной схемы управления видно, что при переходе в 2005 году на 100% оплату жителями жилищно- коммунальных услуг была потеряна управляемость предприятиями ЖКХ, т.к. денежные средства от РКЦ напрямую поступают предприятиям независимо от качества выполненных работ. Договор исполнения муниципального заказа носил формальный характер.

При этом в Администрацию Миасского городского округа систематически поступают жалобы от жителей на плохое качество жилищно- коммунальных услуг. Предприятия ЖКХ перед жителями за выполненные работы не отчитывались.

В 2007 году , учитывая низкую активность граждан по управлению своим имуществом, создано МУП "Служба заказчика", которое заключает договоры с жилищными предприятиями, поставщиками коммунальных услуг и с Расчетным центром по сбору платежей как Управляющая компания.

Расчеты с жилищными организациями и поставщиками коммунальных услуг будут зависеть от качества оказанных жителям услуг.

До конца 2007 года планируется проведение конкурса на управление жилищным фондом.

В перспективе для развития здоровой конкуренции, в целях развития в отрасли реальных рыночных отношений, необходимо активизировать собственников жилых помещений и обязать их нести бремя содержания своего имущества в соответствии с Жилищным Кодексом.

2.2 Цены и тарифы на жилищно- коммунальные услуги.

В последнее время много говорится о чрезмерном росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги и недопустимости их дальнейшего увеличения.

Основной замысел реформирования ЖКХ согласно постановлений Правительства и Жилищного Кодекса РФ сводится к тому, чтобы снизить бремя содержания ЖКХ с местных бюджетов, достигнуть самоокупаемости жилищно- коммунального хозяйства за счет переноса тяжести основных расходов на потребителей, в том числе путем увеличения платы населения за жилищно- коммунальные услуги. Рассмотрим рост стоимости ЖКУ в расчете на 1 кв.м. по годам:

Из приведенной диаграммы видно, что фактические затраты по Миасскому городскому округу не превышают установленные уровни регионального стандарта стоимости жилищно- коммунальных услуг в расчете на 1 кв.метр по годам.

На примере стандартной квартиры (3 чел., 54м2) можно проследить за изменением стоимости жилищно-коммунальных услуг по годам.

С 2005 года в городе была введена 100% оплата за жилищно- коммунальные услуги, хотя до сих пор из местного бюджета дотируются следующие виды услуг: содержание общежитий, вывоз жидких бытовых отходов и возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для жителей, получающих тепловую энергию от вырабатывающих и передающих организаций, чьи суммарные тарифы превышают установленный для жителей тариф на 1 Гкал.

Рост стоимости жилищно- коммунальных услуг в основном обусловлен уровнем инфляционных процессов и изменением стоимости энергоносителей. Рассмотрим изменение средней з/платы по округу за аналогичный отрезок времени:

Из представленных выше диаграмм видно, что рост средней заработной платы по Миасскому городскому округу несколько опережает рост квартирной платы.

Одним из показателей относительного благополучия является начисление субсидий. Из приведенной диаграммы видно, что при росте платы за жилищно- коммунальные услуги нет роста начисленных субсидий, что характеризует нормальную платежеспособность жителей.

Таким образом, за период с 2003 года по 2006г. стоимость за жилищно- коммунальные услуги для жителей возросла в 2,3 раза (при этом произошел переход с 75% оплаты услуг до 100% уровня), предоставленные льготы выросли в 1,81 раза, а начисленные субсидии снизились на 30%.

При формировании тарифов ежегодно снижается доля перекрестного субсидирования.

2.3. Целевые программы в сфере ЖКХ.

Достижение более высокого качества жилищно-коммунального обслуживания и улучшения уровня благоустройства дворовых территорий округа позволяет достичь "программный метод", применяемый Администрацией Миасского городского округа при планировании проведения текущего и капитального ремонта жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Осуществление выполнения комплекса работ, предусмотренных программами:

• "Мероприятия по ремонту кровель жилого фонда МГО на 2007-2010гг."

• "Мероприятия по реконструкции и модернизации системы наружного освещения округа с обеспечением приборного учета электроэнергии на 2007-2010гг"",

• "Мероприятия по экономии хоз-питьевой воды и улучшению экологической обстановки МГО на 2006-2010гг.";

• "Мероприятия по энергосбережению МГО на 2007-2010гг.";

• "Мероприятия по водоснабжению частного сектора на 2007-2010гг";

• "Мероприятия по поддержанию дорог и дорожных сооружений МГО в проезжем состоянии";

• "Мероприятия модернизации объектов коммунальной инфраструктуры МГО на 2006-2010гг.",

позволит обеспечить проведение планово - предупредительного ремонта объектов инженерной инфраструктуры и жилищного фонда.

Реализуя программу "Двор" мы добились высокого уровня благоустройства придомовых территорий. Для обеспечения проведения ремонта объектов инженерной инфраструктуры города, в целях их бесперебойного функционирования в течение всего отопительного периода осуществляется подготовка к зиме.

Необходимо отметить, что все целевые программы принимались на основании анализа обращений граждан и депутатов.

Выбор подрядных организаций осуществляется на основе открытого конкурса согласно Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Критериями отбора являются: комплектация бригад квалифицированными специалистами, имеющими большой опыт работ, наличие материалов, механизмов, транспорта, производственной базы, гарантия качества выполняемых работ, стоимость 1 кв.м. выполняемых работ, использование современных материалов и технологий. В результате муниципалитет имеет возможность выбора подрядной организации предлагающей проведение ремонтных работ более высокого качества при более низкой сметной стоимости выполняемых работ.

3. Перспективы реформирования

Работа по реформированию ЖКХ проводится по следующим направлениям:

1. Разрабатывается концепция развития ЖКХ в Миасском городском округе на 2007-2010гг.

2. Специалисты Администрации проходят дистанционное обучение через сеть "Жилкомаудит", проводимые разработчиками законопроектов.

3. Изменена структура Администрации, в которой выделен Комитет по ЖКХ, энергетике и транспорту, с целью разграничения ответственности и финансовых потоков бюджетных средств и средств населения.

4. Создано МУП "Служба заказчика" для выполнения функций управляющей компании на период до выбора жителями способа управления.

5. Стратегическое направление для реализации Жилищного Кодекса в Миасском городском округе избрано: Управляющие компании и всемерная поддержка внедрения ТСЖ..

6. Совокупность возникающих вопросов обозначила необходимость создания координационного совета по реформированию ЖКХ при Первом заместителе Главы Администрации . Координационный совет функционирует в округе с 2006 года, как сообщает пресс-секретарь главы администрации Людмила Рубанова.