В Миассе объявлена "война" очередям в поликлиниках. "Полем битвы" станет крупнейшая в городе больница № 2 - именно здесь сегодня проблема стоит всего острее. И только на первый взгляд может показаться, что она носит частный характер и зависит от организации работы регистратуры. На самом деле длинный "хвост" за талоном к врачу отражает целый комплекс проблем, которые отчетливо проявились в связи с реализацией национального проекта "Здоровье".
Очереди к окошку регистраторов выросли до пугающих размеров, по словам главного врача ГБ № 2 Сергея Криушова, за последние годы. Связано это было с несколькими причинами. Одна из них - изменение требований к оформлению документации. Например, в конце 2004 года была введена новая форма талона на прием к врачу, которая, по сути, является финансовым документом. Талон служит для Фонда обязательного медицинского страхования основанием для оплаты посещения поликлиники пациентом. Поэтому в него теперь необходимо внести отметки и записи по 30-ти пунктам, в том числе данные паспорта, не считая подпунктов. И упаси Бог регистратора ошибиться - в оплате будет отказано. При этом зачастую пациенты просят талоны сразу к нескольким специалистам, а иногда приходят без паспорта, что влечет за собой споры и конфликты.
В поликлинике ГБ № 2 одновременно ведут прием от 30 до 40 врачей по 18-ти специальностям. За день она обслуживает 1500-1600 пациентов при нормативной пропускной способности 1060 человек. Потоки посетителей растут в полном соответствии с расширяющимися объемами работы амбулаторного звена, продиктованными национальным проектом. Если в 2004 году поликлиника обслужила 631 тысячу пациентов, то в 2006-м - уже 729 тысяч.
В регистратуре работает пять окон, но одно из них обслуживает больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, еще один регистратор принимает вызовы врача на дом. Один регистратор обслуживает тех, кто пришел на флюорографию, отдельным потоком идут пациенты на медицинский осмотр. В отделениях травматологии и в женской консультации регистратуры свои. И тем не менее, если поделить число пациентов на количество регистраторов, цифра получится весьма внушительная.
В регистратуре на 13,75 ставках трудятся 7 физических лиц, в том числе - одна заведующая этой службой. Ставка регистратора - 1553 рубля. Работая на две ставки и получая при этом огромные психологические нагрузки, регистраторы зарабатывают со всеми доплатами и премиями около пяти с половиной тысяч рублей. Кстати, решеткой они ограждены от посетителей не случайно - бывало, рассерженные больные применяли к женщинам методы физического воздействия. Вряд ли стоит углубляться в объяснения, почему на вакансии регистраторов очереди нет.
Ажиотаж перед окошками регистратуры, как правило, рассасывается часам к 11-ти утра. Однако опытного пациента призрачной возможностью получить талон без очереди не обманешь: он точно знает, что надпись на табло "талоны к офтальмологу (урологу, онкологу и т. д.) закончились" загорится задолго до того, как все желающие будут удовлетворены. Причина проста - в городе недостает врачей. Даже в терапевтической службе, укреплению которой национальный проект "Здоровье" уделил особое внимание. Судя по результату минувшего года, 10 тысяч оказалось недостаточно, чтобы молодые специалисты устремились на участки. За год, говорит С. Криушов, ни один выпускник медакадемии не пришел работу в ГБ № 2. Даже вместе с доплатами заработок участкового врача не позволяет решить проблему приобретения жилья, и выпускники едут в первую очередь туда, где им дают возможность получить квартиру, к примеру, по договору коммерческого найма. Так что сегодня обеспеченность службы участковых терапевтов в ГБ № 2 составляет 60 процентов. Конечно, это не значит, что участковые обслуживают 60 процентов пациентов, но за работу по совместительству на "бесхозных" участках им доплачивают только 20 процентов ставки, доплат по нацпроекту уже не полагается.
Правда, количество работающих на участках терапевтов все же возросло - за счет заведующих участковых служб, которым доплаты в 10 тысяч не положено, а также за счет врачей других специальностей, на обучение которых, между прочим, были также потрачены немалые средства. За счет "перетекания" кадров на некоторых других участках работы сложилась напряженная (чтобы не сказать - критическая) ситуация. Так, в ГБ № 3 на 60 кардиологических больных остался один доктор. И у кого повернется язык упрекнуть его коллег, сменивших специализацию? Разве должны врачи брать на себя ответственности больше, чем государство, принимавшее решение об укреплении первичного звена здравоохранения? Они только следуют заданному направлению.
Сегодня в Миассе в укреплении явно нуждаются и другие службы. Так, в травматолого-ортопедическом отделении укомплектованность врачебными кадрами составляет 57 процентов, в онкологическом - 44 процента, в отоларингологическом - 30 процентов. Кроме того, единственный онколог в ГБ № 2 принимает также пациентов из машгородка - там нет врача такой специальности. Урологов в поликлиниках города нет как таковых, прием в ГБ № 2 ведут на полставки два совместителя из стационара. Примеры можно продолжать. Врачи стараются принять максимальное число больных, тем более что люди вправе требовать, чтобы их приняли в любой поликлинике города, но физические возможности докторов имеют предел. Даже когда их заработная плата напрямую зависит от числа принятых пациентов. Если же врачи откажутся работать за себя и за того парня, говорит С. Криушов, в городе ежедневно 800-900 человек не получат медицинской помощи.
Несмотря на множество вполне объективных причин роста очередей возле окон регистратуры, руководство больницы с большим или меньшим успехом предпринимало меры, чтобы сократить время, которое проводят в них больные. От того, как долго человеку приходится стоять за талоном, качество лечения, конечно, не зависит, но, считает С. Криушов, это во многом определяет мнение пациентов об уровне оказанной им помощи. И мириться с очередями, в которых посетители расходуют массу нервной энергии, нельзя. Была попытка разделить потоки посетителей на две части - чтобы одна приходила с утра, а другая - во второй половине дня. Соответственно, и талоны делили на две части. Эффект получился негативный. Люди все равно шли в поликлинику утром, и, не получив талона, были вынуждены возвращаться и стоять в очереди во второй раз, причем без гарантии, что повезет больше. Журналы самозаписи тоже не дали желаемого результата - они пропадали, часть из записавшихся (по статистике от 40 до 60 процентов) на прием не являлись, в то время как другим не доставалось времени для приема. Врач оставался без дела в ожидании больных.
А вот такое достижение цивилизации как компьютер реально помогло обеспечить более высокий уровень обслуживания пациентов, обращавшихся за льготными медикаментами. Поначалу работа по дополнительному лекарственному обеспечению привела медиков в состояние тихого ужаса. Оформление рецептов, которые они должны были заполнять с той же тщательностью, как талоны на прием, отнимали у врача до 40 минут времени. После того как больницей было приобретено 3 компьютера, этот процесс был автоматизирован, ситуация кардинально изменилась. И хотя сегодня проблем с ДЛО меньше не стало, но они носят уже совсем другой характер и никак не связаны с организацией работы поликлиник.
Информатизация "бумажной" стороны здравоохранения могла бы принципиально изменить ситуацию, ставшую следствием возросших в связи с реализацией проекта "Здоровье" нагрузок на поликлиническое звено и гораздо более строгим требованиям к оформлению медицинской (читай - и финансовой) документации. По-хорошему, чтобы россияне почувствовали на себе заботу государства об их здоровье, возможно, именно с нее и следовало бы начинать. В ГБ № 2 в прошлом году была предпринята попытка подсчитать, сколько может стоить такая роскошь, как внедрение новых информационных технологий в работу поликлиники. Приглашенные специалисты из областного центра бесплатно произвели такие расчеты. Цифра получилась, как говорит С. Криушов, даже не страшной - просто смешной: 29 миллионов. Такие расходы здравоохранению не под силу. Для сравнения: на реализацию мероприятий по программе "Здоровье" в 2007 году в бюджете предусмотрено 4,9 миллиона рублей. Так что теперь организаторам здравоохранения остается бороться с уже возникшими проблемами, которые способны серьезно дискредитировать главную идею нацпроекта о развитии его первичного звена. Ведь очереди в поликлиниках выросли не только в Миассе, но и в других городах, например, в Челябинске. А информатизацию, насколько известно миасским медикам из общения с коллегами, пока что удалось внедрить в практику единичных поликлиник в столичных городах.
Надежду внушает то, что на проблему очередей в поликлинике самое серьезной внимание обратило руководство города. За прошлую неделю в администрации и управлении здравоохранения прошло несколько совещаний, на которых обсуждались меры, необходимые для решения проблемы. Часть из них будут приняты в ближайшее время. Так, планируется выделить средства из бюджета, чтобы открыть еще одно окно в регистратуре. И кроме того - стол справок, где посетители смогут получить необходимые разъяснения, не отвлекая регистраторов. Изменится порядок оформления повторного приема пациентов, чтобы они не обращались в регистратуру наравне с первичными больными, а шли прямо в кабинет к врачу в назначенное время (по возможности - во второй половине дня). Талоны им оформят заочно.
Однако достичь цели, которую ставят руководители города и организаторы здравоохранения - сократить время на получения талона к врачу до 10 минут, - будет возможно лишь после введение автоматизированной системы оформления документации. Для этого необходимо приобрести компьютеры для регистратуры и отдела медицинской статистики (в кабинетах врачей уже есть 24 компьютера, приобретенных за счет средств ФОМСа), объединить оборудование в сеть, установить программное обеспечение. После этого оформление визита пациента к врачу будет занимать считанные минуты.
Как говорит С. Криушов, о таком "космическом счастье" медики до последнего времени могли только мечтать. Сегодня ведутся подсчеты, во что это может обойтись бюджету города, идут переговоры со специалистами, имеющими опыт подобной работы. Но прежде чем планы станут реальностью, пройдет, по оптимистическим подсчетам, не менее полугода: процедура расходования бюджетных денег тоже требует соблюдения определенных правил и занимает немало времени.
Медицина так долго ходила в падчерицах у государства, что за год даже такими солидными вложениями, какие сделаны в проект "Здоровье", всех накопившихся проблем не решить. Но если планы по внедрению информатизации в работу крупнейшей поликлиники города будут реализованы - миасцы реально почувствуют, что медицинская помощь стала для них доступнее.
Оксана Овсянникова