О работе профсоюза работников здравоохранения, объединяющего 84 % миасских медиков, рассказывает председатель Миасской городской организации профсоюза работников здравоохранения Людмила Ивановна Рак.

- Людмила Ивановна, как складывается положение в городе с реализацией национального проекта "Здоровье"?

По реализации национального проекта у нас больше вопросов, чем можно услышать ответов.

Да, реформа здравоохранения благодаря национальному проекту "Здоровье" в части заработной платы началась. Но удельный вес получивших прибавку к жалованью составляет лишь малую долю от всех медицинских работников. Да, начали с самого "слабого" во всех смыслах звена - участковой службы. Но забыли о специализированных учреждениях, в которых тоже есть участковые службы.

Кроме того, установление дополнительных выплат только одной службе чревато серьезными последствиями.

Так, существенная разница в уровне оплаты труда может привести к оттоку в это звено специалистов других звеньев системы - так называемых узких специалистов поликлиник, а также врачей и медсестер стационаров. Как быть со старшими сестрами и заведующими участковыми терапевтическими службами? Они сейчас стремятся перейти в участковые, оголяется "Руководящее звено" службы.

- Планируется ли повысить зарплаты для создания стимула?

С 1 января 2006 года вступил в действие Федеральный закон № 131-ФЗ. Все полномочия по формированию условий оплаты труда бюджетников переданы в введение местных органов управления. Но профсоюз настаивает на утверждении отраслевой системы оплаты труда на федеральном уровне, которая бы являлась государственной гарантией в оплате труда.

Вместо озвученных правительством РФ предложений о проведении повышения заработной платы в 3-этапа в суммарном выражении на 21 % за 2006 год, повышение будет осуществлено в 2 этапа: 1-й этап - с 1 мая 2006 года на 15%, 2-й этап с 1 октября 2006 года на 11%. Таким образом, номинально заработная плата увеличится в течение года на 26 %, а фактически ее рост составит лишь 17%. Со второй половины 2006 года планируется увеличить уровень оплаты труда работникам скорой медицинской помощи, средним медицинским работникам фельшерско - акушерских и фельдшерских пунктов в 2 раза.

На фоне повышения оплаты труда участковой службе ставки ETC, даже включая 18 разряд (3600 рублей), выглядят более чем скромно. Такой подход к оплате труда медицинских работников резко снизит стимулы к труду наиболее квалифицированной части врачей. Если взять динамику за 4 года, то средняя заработная плата по Челябинской области возросла в 1,8 раза. Но она и по настоящее время остается в 2 раза ниже, чем в промышленности.

Как, например, объяснить хирургу с высшей категорией, который не отходит от операционного стола, что он по новой схеме будет получать меньше, чем участковый врач. Неувязок еще много, и они могут здорово аукнуться. Обстановка уже сейчас в коллективах напряженная. Поэтому необходимо законодательно урегулировать все вопросы.

В этой связи Профсоюз предлагал и предлагает необходимым разработать комплексную программу дальнейшего развития здравоохранения, четко зафиксировав механизмы, этапы и сроки повышения заработной платы остальным категориям работников отрасли. Необходимо в кратчайшие сроки существенно поднять уровень оплаты труда всех работников, обеспечив государственную гарантию этих размеров.

- Какие упущения вы видите в законопроектах, касающихся работников здравоохранения?

Одно из главных направлений нашей деятельности - участие в раз¬работке и экспертизе готовящихся законопроектов, внесение своих предложений по исключению из действующих законов норм, ущемля¬ющих права и интересы работников отрасли, и по внесению в законы норм, улучшающих правовое положение работников и повышающих их социальные гарантии.

В целях законодательного разрешения проблемы создания правово¬го и экономического механизма защиты профессиональной деятель¬ности медперсонала на региональном уровне в законопроект "О здра¬воохранении в Челябинской области" были внесены такие предложе¬ния, как право медицинских работников на обязательное государст¬венное личное страхование в размере 120 должностных окладов, если работа связана с угрозой жизни и здоровью работника;

компенсации, исчисляемые в процентах к должностным окладам и работу с вредны¬ми, тяжелыми или опасными условиями труда; получение семьями по¬гибших при исполнении ими должностных обязанностей или профес¬сионального долга единовременного денежного пособия в размере 120 месячных должностных окладов и другое.

- В чем еще состоит помощь профсоюза работникам здравоохранения?

Главной функцией профсоюзных органов является защита трудовых, профессиональных и социально-экономических прав и интересов работников здравоохранения города. Сфор¬мировались механизмы реализации этих функций, это непосредственная работа в лечебных учреждениях, заключение коллективных договоров и работа с органами местного самоуправления.

В городе сложилась определенная система социаль¬ного партнерства, направленная на конструктивное взаимодействие в решении социально-экономических вопросов.

По мере развития в нашей стране рыночных отношений, проведения правительством РФ непопулярных реформ экономического характе¬ра, с отменой им ряда социальных гарантий трудящимся - значитель¬но возросли роль и значимость коллективного договора, как основно¬го документа регулирования трудовых отношений в целях защиты прав работников.

В настоящее время коллективные до¬говоры отсутствуют только в двух учреждениях.

Колдоговоры сегодня - это один из действенных способов защиты социально-трудовых прав и интересов работников. В большинстве коллективных договоров работодатели и работники организаций здравоохранения в лице их представителей устанавливают, исходя из финансовых возможностей, более льготные трудовые, социаль¬но-экономические условия и гарантии по сравнению с действующи¬ми нормами и положениями, определенными законодательством и соглашениями. Профкомы принимают деятельное участие в разработке положений по оплате труда в учреждениях, контролируют выполнение коллективных договоров.