Продолжаем серию публикаций об истории технического образования в Миассе. Начало в материале - "Отличники учебы - это стахановцы трудового фронта"

…Ходили подростки и на напилочный завод, чтобы поближе познакомиться с будущим местом работы. А потом опять писали отзывы!  Вот как описывал посещение завода учащийся Николай  Князев: "22 мая наша группа собралась на занятия в школе. Как только дали звонок и ребята уселись, пришел Иван Иванович и сказал, что нам еще раз предстоит сходить на напилочный завод для того, чтобы хорошенько познакомиться с производством. Наша группа была очень рада. (…) Сначала мы зашли в машинное отделение и стали осматривать паровую машину завода Вольфа, она была 120 сил. Осмотрели два насоса паровых, которые подают воду всему заводу (…) Тронулись дальше, и  встретили другую паровую машину - 140 сил Мальцевских заводов. Когда зашли в токарное отделение, то я прямо подошел к фрезерному станку, осмотрел его как следует. Токарные станки  осматривать было неинтересно, потому что в нашей мастерской они есть. Дальше пошли в кузнечный цех, где увидали много молотов как приводных, так и ручных. В этом цехе у напильников оттягивают один конец, чтобы на него надеть ручку. (…) В точильном цехе первое, что мы увидели, это больших размеров точильные камни. Работа в этом цехе очень скверная, потому что кругом сырость, часто рабочие этого цеха болеют малярией. Дальше мы тронулись в насекальный цех, где увидали множество насекальных станков: самые крупные станки стоят посредине цеха и насекают 14-драчевые напильники, а станки поменьше стоят во втором ряду и насекают 8, 10 и 12-шлифные, полудрачевые и драчевые. Пошли в цех, где напильники "закаливаются" и дальше поступают в пескоструйный аппарат. Там они очищаются от окалины и поступают в браковочный цех, где их бракуют. Потом напильники поступают в упаковочный цех, где его упаковывают и большими партиями отсылают в трест, а трест эти напильники рассылает во все концы света. (…) Пробыли в заводе два часа. Когда пошли домой, то на каланче било десять часов".

Даже человеку далекому от производства любопытно читать строчки, написанные пытливым подростком. К слову, сочинение написано практически без ошибок, очень красивым почерком "с вензелями". Если бы не специфическая тема, можно было подумать, что это писал гимназист…

Итак, "школа росла и нормально развивалась, - пишет Ильин. - Со временем она могла превратиться в солидный техникум, но - не случилось: успела сделать всего один выпуск, а затем снова последовали реформы…"

(Продолжение следует…)