Сентябрь 2008 года. В ДДТ "Остров" готовились к сложнейшей операции: врач и ассистент надели маски, медицинские халаты и резиновые перчатки, разложили стерильные инструменты. На операционный стол осторожно водрузили четырехметрового(!) пациента, хирург взял в руки скальпель…

Нет, это не начало фантастического триллера. Это реальное событие, героем которого (точнее, героиней) стала… питониха по кличке Маша, попавшая в крайне тяжёлое положение.

Возможно, кто-то из наших читателей помнит, а кто-то уже и подзабыл, что было время, когда в ДДТ "Остров" существовал зооуголок "Живая планета". Создал его в 1991 году педагог-организатор Андрей Антипин. Шесть лет спустя в его "хозяйстве" жили пауки, ящерицы, черепахи, десятилетний карликовый королевский питон, пара трёхметровых тигровых питонов-альбиносов, молочные змеи, леопардовый питон, удав садовый, лучистый полоз…

Помнится, как Андрей, поочередно беря в руки и поглаживая своих любимцев, рассказывал: "Для людей полозы не опасны. Правда, некоторые полозы человека не боятся и, бывает, бросаются на него, даже если он их не трогает. Прыгают высоко, целясь в лицо! Кусают больно, но воспалений, отёков и прочих вредных последствий от их укусов не бывает". "Самыми умными и смелыми пресмыкающимися" называл Антипин ящериц - гекконов, варанов, хамелеонов, игуан. Тегу (пока еще маленькая вараноподобная ящерица, которая в природе вырастает почти до полутора метров), вытащенная Андреем из террариума, билась в его руках, стараясь вырваться, а он, улыбаясь, ласково почесывал головку рептилии и приговаривал: "Она у меня недавно, не привыкла ещё". И ящерка, словно почувствовал ласку добрых рук, прикрыла глаза и замерла…

Но вернёмся к операции. Шестилетняя питониха Маша готовилась стать мамой во второй раз. Впервые она принесла потомство за три года до описываемого события, из 15 яиц девять оказались живыми. Возможно, у Маши и нынче не возникло бы никаких проблем, если бы в момент начала родов в зооуголке не отключили электричество. Температура воздуха сильно понизилась, змея успела отложить пять яиц, а остальные остались внутри неё… Как помочь несчастной роженице?

Миасские ветеринары наотрез отказались делать операцию необычной пациентке. Зато златоустовский врач Владимир Сикорский (владелец ветклиники, а в прошлом хирург высшей категории) в ответ на просьбу Андрея Антипина дал согласие сразу: "Какая разница, кого оперировать?".

Отвечая на вопросы журналистов, Сикорский полушутя-полусерьёзно рассказал: "Люди в хирургии сначала учатся оперировать на животных, а потом на человеке. У меня же получилось так, что 23 года я оперировал людей, после чего перешёл на братьев наших меньших - кошек, собак, черепах. И не только их, кстати. Когда в город приезжает шапито, внук меня спрашивает: "Дедушка, если в цирке опять кто-нибудь заболеет, мы его вылечим, да?" Так и бывает: сначала гепард заболел, зубы ему удаляли, потом собака ногу сломала, потом львица никак не могла разродиться, пришлось кесарить. С рептилиями, правда, пока не сталкивался ни разу, но теоретически к операции готов. Определённый риск, конечно, есть. Главное здесь - правильно выбрать дозировку наркоза, остальное - дело техники. Некоторые сложные моменты проведения операции и послеоперационного ухода за пациенткой мы предварительно обсудили по телефону с Дмитрием Борисовичем Васильевым, ведущим ветеринарным врачом Московского зоопарка".

Андрей Антипин, волнуясь, поглаживал питониху по матовой светло-жёлтой чешуйчатой спине: "Читал в специальной литературе, что змеи переносят операции нормально. Но тут важны нюансы: допустим, разрез нужно делать в определённом месте, чтоб не покалечить чешуйки и чтобы потом всё нормально срослось".

"В ходе операции из чрева самки извлекли около трёх десятков яиц, которые уже начали разлагаться. Хирургическое вмешательство пришло вовремя: ещё немного, и у Маши могло начаться заражение. А пока питониху ждёт покой и усиленное питание: за период беременности она потеряла 17 кг" - с удовлетворением сообщили местные СМИ.