Продолжаем серию публикаций об истории технического образования в Миассе. Начало в материале - Что может быть лучше трудового обучения?...
…В начале 1926 года Трудкоммуна вышла из ведения Детгородка, передав ему швейную и сапожную мастерские. Себе оставила токарное, слесарное и столярное дело и стала именоваться уже профтехшколой (с четырехлетним курсом обучения). Желающих поступить сюда было множество, хотя в школе не давали стипендию и не платили зарплату. Престиж её рос, что даже отметили в сборнике "Просвещение на Урале".
Бурное развитие строительства в соседнем Златоусте нуждалось в строительных десятниках. Отдел народного образования предложил миасской профтехшколе готовить учащихся по этой специальности. Школа взяла "под козырек" и открыла соответствующее отделение с двухлетним курсом обучения. Летнюю практику будущие строители проходили в Златоусте, где получали зарплату (до 30 рублей в месяц).
Следующие четыре года были для профтехшколы, по мнению Ивана Ивановича Ильина, самым счастливым временем. Помимо занятий в школе и мастерских, учащиеся посещали кружки, шефствовали над селом Сарафаново (показывали сельчанам театральные постановки, ремонтировали сельхозинвентарь, участвовали в посевной кампании и т.п.), а также с удовольствием ходили на экскурсии в Ильменский заповедник, на озеро Кошкуль и торфяники, о чём обязательно оставляли немного наивные, но искренние отзывы-сочинения.
Вот некоторые из них, датированные 1928 годом и бережно сохранённые учителем Ильиным.
"27 мая школа Ф.З.У. в полном составе инструкторов и учащихся организовала экскурсию в Ильменский заповедник. Ровно в 8 часов утра, с песнями вышли за город. День выдался теплый и солнечный, все шли с веселыми лицами и шутками"./ В. Лагулова.
"Зашли мы в музей на второй этаж, в первую комнату. Нас позвали к столику, у которого находилась женщина-сотрудник. Она начала нам разъяснять, что вначале здесь добывали полезные ископаемые, убивали зверей, но потом все это запретили, убивать зверей не стали, но, правда, убивали волков. И если сейчас кто убьет волка, то за это дают большую награду. Потом мы начали все смотреть. Видела я лунный камень, золото в мензурочке, черную слюду и т.п. Видела портреты геологов, запомнила только Шишковского и Кокшаровского"./ П. Евстигнеева.
"Эти минералы большей частью есть только здесь, а больше нет нигде, и, конечно, сюда на экскурсию ходят не только из Миасса, а из всех больших городов приезжают изучать минералы заповедника"./ Т. Фролова.
(Продолжение следует…)