У народного учителя Ивана Ивановича Ильина, оставившего обширные воспоминания о своей жизни (о нём мы когда-то рассказывали своим читателям), есть отдельная тетрадь - "Воспоминания солдата". В ней Ильин поведал о Первой мировой войне, участником которой был в течение двух с половиной лет.
Это уникальный для города документ: никто из наших земляков не оставил воспоминания о Первой мировой. О гражданской и Великой Отечественной - да, пожалуйста, сколько угодно. А вот о войне 1914 года... В нынешнем году - печальный юбилей этого события, 110 лет с момента начала. Итак, читаем!..
"1914 год. Июль. Началась германская война. Все думали, что она окончится скоро. Но она разрослась до огромных размеров и превратилась в мировую".
"1915 год. 4 апреля. Призван в армию. 4 апреля получил повестку немедленно явиться на сборный пункт в Златоуст. Попасть на фронт - дело не радостное, особенно рядовым, не проходившим прежде военной службы. Я был зачислен ратником ополчения. Война всегда из книг рисовалась мне как одно из самых ужасных человеческих дел, где все гибнет, рушится и умирает. На войне нет места идеям добра, человечности, гуманности. Да там вообще ничему нет места, кроме смерти".
"6 апреля прибыли на сборный пункт, народу было множество. Явились в канцелярию воинского начальника. Нас зарегистрировали, зачислили на питание и указали, где остановиться. Питанием из мобилизованных мало кто пользовался: все явились со своими запасами, что было весьма на руку начальнику".
"Утром 9 апреля наш эшелон должен был пойти в Омск, но поезд со станции не мог долго уехать, потому что народ ложился прямо перед паровозом на рельсы. Стоял крик и плач. Жандармы и полиция гнали с рельс, народ отходил - и снова ложился. Женщины поднимали детей к окнам вагонов и сильно плакали. Наконец паровоз вырвался из "плена" и ускорил ход. В дороге время коротали в разговорах и рассказах. В Кургане был хороший обед. Покормили жирными щами".
"Омск, 11-29 апреля. 11-го прибыли в Омск. Здесь эшелон разбили повзводно и погнали в баню. Мы ходили по плацу и смотрели, как муштруют других солдат, что предстояло и нам. Насмотревшись на это, я пришел в ужас и подумал: "Ну, пропала моя голова". Разговорился с одним молодым человеком. Он сказал, что здесь находится уже десять дней и что попал в команду, которую набирают в Петроград. Он попал как велосипедист. "Вот, - говорит, - если бы вы знали какое-нибудь ремесло, и вас могли бы зачислить". - "Я, - говорю, - столяр". А про учительство молчу. "Так что же лучше? Идите сейчас же к фельдфебелю". Он помог мне разыскать фельдфебеля.
Я пришел к нему и заявил о себе. Фельдфебель, человек огромного роста, поговорил со мной и отвел к коменданту. Комендант - молодой, симпатичный офицер - расспросил меня обо всем, записал и сказал, что вызовет меня. Я поблагодарил его, поклонился и вышел с радостным чувством".
(Продолжение следует...)