25 марта 1937 года в газете "Правда" появилась статья о нашем городе. Называлась она "Вечером в Миассе" и повествовала о том, как скучно живётся в провинциальном уральском городке.

"Мы проходили мимо церкви, - так начиналась статья. - Среди вышедших оттуда двух десятков людей пожилого возраста был и юноша лет 19-ти. Нахлобучив на голову большую меховую шапку, он в нерешительности остановился на перекрестке, раздумывая, куда ему податься. Наконец, выбрав направление, двинулся по главной улице Миасса.

Юноша явно скучал. Он затянул унылую песню, потом стал оглядываться по сторонам в поисках попутчика. Мы пошли вместе. Парень оказался членом старательской бригады, работает на приисках близ города. Хорошо зарабатывает, прилично одевается. В рабочие дни с увлечением добывает руду. Счастлив, когда после промывки удается снять побольше золота. Понимает, зачем оно нужно государству. Несмотря на молодость, пользуется внутри бригады авторитетом как опытный забойщик. Но вот наступает выходной день, и он теряется, не знает, как использовать досуг.

От нечего делать стал посещать церковь. И, что любопытно, ходит он туда не молиться, а исключительно для того, чтобы... послушать хор. "Поют, черти, как в театре", - говорит.

Примерно такие же ответы получил и редактор местной газеты, выяснявший у более взрослых, граждан, что привлекает их в церковь. Приманкой оказался тот же хор, на который, кстати, церковная община тратит почти все средства".

А дальше спецкор центральной газеты Иосиф Верховцев обрушивается на местное руководство, которое не считает заботу о культуре (точнее, о клубе имени Силкина) "своим делом". "Его не волнует зловоние из уборных, - сетовал столичный журналист, - которым клуб встречает посетителей, грязь в комнатах и скука, прочно осевшая в клубе".

Горсовету сполна досталось от Верховцева за то, что жители Миасса, в котором 11 школ, два техникума, трест "Миассзолото", напилочный и ремонтно-механический завод, а также Ильменский заповедник, якобы не имеют возможности ни почитать книжные новинки, ни посмотреть спектакль. "Скука стала проблемой, разрешать которую горсовет и его председатель отнюдь не собираются", - резюмирует автор.

Прав ли столичный гость, сделавший столь скоропалительные выводы о культурной жизни Миасса?..

Если полистать подшивку местной газеты за тот самый злополучный 1937 год, обращая внимание на информацию культурного толка, то начинаешь как-то сомневаться в его правоте.

Библиотеки в Миассе были - и даже не одна: городская, детская, Ильменского заповедника, треста "Миассзолото", напилочного завода, горного техникума, педучилища, учительского кабинета, станции Миасс, средней школы, неполной средней школы № 2, краеведческого музея. Фонд книг в них насчитывал 77406 экземпляров научной, технической, краеведческой и художественной литературы.

Были и два кинотеатра (третий - летний), причем с 1936 года в них показывали не только немые, но и звуковые фильмы.

Работали три клуба в городе и 13 в деревнях, а также 12 изб-читален, 15 красных уголков, три кинопередвижки.

Во многих учреждениях и на предприятиях существовали струнные и духовые оркестры. В кинотеатре "Энергия" перед сеансами играл джаз-оркестр.

Успешно и очень интересно работал краеведческий музей (чего стоит только открытый при музее зооуголок, где всегда толпился народ!).

Миасцы разного возраста с удовольствием учились игре на фортепиано и народных инструментах, занимались в хоровых и балетном (да, и такой был!) кружках, в многочисленных спортивных секциях.

Проводились конные бега на ипподроме. Регулярно организовывались соревнования физкультурников по различным видам спорта.

Часто проходили массовые народные гуляния в лесу, на озере, на пруду с баяном, оркестром, буфетом, номерами самодеятельности. Оперный ансамбль треста "Миассзолото" показывал качественно сделанные сцены из классических опер "Аида", "Царская невеста", "Евгений Онегин", "Кармен", неизменно занимая первые места на областных смотрах.

Спектакли в городе ставились довольно часто как самодеятельной труппой, так и гастролёрами из столичных городов. И это далеко не всё. Разве этого мало?..

На критику, однако, положено отвечать. И вот уже в "Рабочей газете" появляется статья "О гастролерах и культуре в Миассе".

"Даже статья в "Правде" не всколыхнула застоявшееся болото культпросветработы. Все по-старому", - пишет местный корреспондент и с горечью рассказывает о приезжающих в Миасс гастролерах: "Кто только не едет к нам! Вот вам пример. 1-го апреля в театре собралось довольно много людей, заинтересованных афишей о выступлении артистки Ленинградской эстрады Позиной и сатириков (ох, уж эти сатирики!) Нежинова и Вольского. Начало было хорошее. Конферансье немножко плоско, но все же сумел развеселить публику. Пианист Талисман исполнил этюды Шопена и Рахманинова. Все ждали Ревекку Позину, исполнительницу оперных арий и современных песен. Вскоре она появилась и исполнила арию Лизы из оперы "Пиковая дама". Это было невозможно слушать. Она давно потеряла и голос, и слух и, очевидно, страдала астмой, обрывала мелодию, проглатывала слова, перепутала тексты. Дальше началось что-то непонятное, какая-то какофония фиглярства "мастеров" эстрады, пошлые сцены на темы пушкинского "Евгения Онегина" и т.д. Кто допускает на нашу сцену халтуру?.. Мы спросили, просматривал ли их репертуар директор театра Корнильцев. Оказывается, он даже не поинтересовался, что это за артисты и стоит ли им давать подмостки своего театра. О чем это говорит? Совсем не о том, чтобы не приглашать к нам артистов на гастроли. Просто нужно ответственнее относиться к гастролерам".