С 1 февраля 1937 года, согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б), педагогам техникумов, рабфаков, детских домов и, в том числе, школ для взрослых повысили заработную плату. Возможно, государство старалось таким образом стимулировать работу учителей по ликвидации неграмотности?

Но не всё и не всегда зависело от педагога. Так, в колхозе "Первое мая" школа ликбеза закрылась из-за отсутствия керосина. Не были заинтересованы в обучении крестьян председатели колхозов "Ударник", "Приуралье", "Дуброво" в Филимоново, которые помощь пообещали в приобретении школьных принадлежностей пообещали - и на том дело закончилось.

Впрочем, педагоги в школах взрослых были разными и по характеру, и по настойчивости. Кто-то опускал руки и смирялся: мол, нет условий и всё тут. А кто-то всеми силами боролся и за школу, и за учеников. Учительница школы ликбеза в горлесхозе, Александра Смольская, не раз обращалась за помощью ко всем подряд, и, наконец, ей выделили для занятий крошечную, с одним окном, комнатку, в которой негде было повернуться. Комнатка громко называлась "красным уголком" и представляла собой удручающее зрелище: покосившийся, скрипучий стол с выцветшей скатертью, два-три старых, пыльных журнала, рваные плакаты на закопченных стенах. Днём здесь работал делопроизводитель, заходили покурить лесорубы и конюхи, а вечером красный уголок пустовал... По настоянию Смольской под школу отвели другую, более просторную и светлую комнату. Появились учебники, карандаши, бумага и даже мел. Скрипучие, уродливые столы заменили новыми, более удобными. Силами учащихся стала выпускаться стенгазета "Светлый луч". Дело с учёбой пошло успешно. Будучи женой инженера, Смольская отказалась от платы за свою работу. К Первомаю пленум рабочего комитета премировал её отрезом шелка.

Школы ликбеза не ограничивались только обучением грамоте. Они считали себя обязанными развивать кругозор своих великовозрастных учеников и с этой целью рассказывали им о великих русских поэтах и писателях, читали их произведения, организовывали экскурсии в музей, в кинотеатры, заинтересовывали чтением.

В работу по ликвидации безграмотности включались не только профессиональные учителя, но и просто грамотные люди - культармейцы. На Тургоякском участке леспромхоза культармейцами стали сразу четверо стахановцев.

В конце мая 1937 года в городе прошла проверка знаний 180 взрослых учеников. После подведения результатов выявилось много положительных моментов: ученики Чемодановой и Суховой хорошо читали, правильно произносили слова, давали связный пересказ прочитанного, владели знаниями по арифметике. Питомцы учительницы Мартыновой не получили ни одной плохой отметки на испытаниях, единственные (из всех групп домохозяек) изучали географию, красиво и грамотно писали. Одна из отличниц, мать восьмерых детей, ни раз не пропустила занятия. А 42-летняя домохозяйка Петрова, которая пришла в школу совсем неграмотной, по её признанию "словно прозрела". "По улице иду и вывески читаю, - рассказывала Петрова. - В магазин зайду, погляжу на цену товара и сразу иду в кассу платить, а раньше все приходилось у людей расспрашивать".

Несмотря на неплохие показатели, неграмотных в городе и районе оставалось по-прежнему много. "Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома мы должны выполнить", - не уставала повторять руководитель секции ликбеза Лукьянова.

Увы, дело с мёртвой точки не сдвигалось. Не помог даже лозунг "К дню выборов в Верховный Совет СССР - ни одного неграмотного". Домохозяйки старательно изучали избирательный закон, Сталинскую конституцию, текущую политику, но работа по ликбезу шла плохо.

Очередной учёт - в октябре 1937 года - показал, что в городе 700 неграмотных и более 800 малограмотных. Учительницы школ взрослых Коршунова и Тележникова со страниц газеты заявили, что обязуются в порядке общественной нагрузки обучить по шесть неграмотных к дню выборов в верховный Совет СССР, и вызвали на соревнование учителей из школ № 9, 5, 6, 11, 14.

Что дальше?.. 1939 год. Намного ли повысился уровень грамотности в Миассе? Листаем "Рабочую газету". Заметка называется "Не музейная редкость".

"В столовой мясокомбината на Базарной площади вывешено меню. Читать его надо с переводчиком, чтобы догадаться, что там написано. Например, читаете: "Щи вор костьми". Что это такое? Оказывается, щи мясные. Встречаются и более загадочные названия блюд. Например, написано "битиброд хлеп., колб". В переводе на понятный язык это бутерброд, хлеб с колбасой. Появилось новое блюдо - "пилмены" и "пирышки мясом", а также прочие неудобопроизносимые и, по всей вероятности, неудобоваримые блюда. Меню, представляющее собой винегрет странных блюд и грамматических ошибок - творчество завстоловой Войнова. Его не смущает вопиющая безграмотность меню. Он рассуждает просто: "Мне 50 лет и учиться я не намерен, Хотите - поступайте вместо меня и пишите грамотно".

"Возраст тут не при чем, - подытоживает автор заметки. -  Ликвидировать неграмотность завстоловой необходимо".

Фельетон фельетоном, а картина по-прежнему оставалась неприглядная: охват учебой не достигал и 50 процентов. Райком постановил завершить процесс ликвидации неграмотности к 15 апреля 1939 года. Не получилось. Назначили новый - 1 мая... И так без конца.

К концу 1930-х годов неграмотность взрослого населения в СССР перестала стоять настолько остро. Ликбез официально завершился...