Наши читатели, конечно же, помнят, что первые годы жизни советского писателя Юрия Либединского прошли в Миасском заводе. В книге "Воспитание чувств" Юрий Натанович вспоминает свои детские впечатления о городе, и в том числе о том, как во время русско-японской войны они с матерью пришли на вокзал, чтобы посмотреть на пленных неприятелей.

"Мимо станции Миасс должны были провезти пленных японцев. Народ толпился на перроне, когда, отдуваясь и грохоча, по-тогдашнему низкорослый, но с высокой трубой паровоз подтащил вагоны. Это был обыкновенный пассажирский поезд, состоящий из жёлтых, синих и зелёных вагонов.

В тамбурах стояли наши солдаты, держа в руках ружья с примкнутыми штыками, а в окнах вместо неких противных обезьян - такими до этого мне представлялись японцы - мы увидели хотя и очень чужие, но совсем человеческие, спокойно любопытствующие лица. Только кожа у них жёлтая и совсем не видно бород, а Россия тогда вся была бородатая.

На перроне наступило молчание. Две нации рассматривали друг друга. "Какие красивые люди", - вдруг тихо сказала мать. И верно, эти смугло-жёлтые, с чёрными бровями спокойные лица были отмечены какой-то чуждой красотой. А один из них вдруг наставил чёрный ящичек с блестящим глазком, нажал кнопочку…

Может быть, где-нибудь в Японии, по странному стечению обстоятельств, сохранился фотографический снимок, запечатлевший небольшое каменное здание вокзала у подножия поросшей лесом горы, толпу русский людей на перроне и среди них - молодая красивая женщина с веснушчатым мальчиком. Это мы с матерью.

Меня могут спросить: неужели пленным японцам разрешали фотографировать? Ничего не могу не это ответить. Я запомнил то, что запомнил. По тем наивным временам, может быть, пленным офицерам и разрешали иметь при себе фотографические аппараты и пользоваться ими…"

(Продолжение следует…)