1897 год вошёл в историю пристанционного посёлка не только как год двух железнодорожных крушений. 1-го августа в Миасс нагрянули именитые гости - участники 7-го международного геологического конгресса.

Газета "Урал" № 168 сообщала: "Смесь одежд, племён, наречий, состояний в буквальнейшем смысле этих выражений - лучшее определение группы людей. Немцы, англичане, американцы, французы, итальянцы, сербы, чехи, швейцарцы, португальцы, японцы; возраста от 18-летнего юноши до 70-летнего старца; по одежде - коллекция типов самая роскошная, восклицания на всех языках. Уморительно коверкаемые чудными устами русские слова. Русских же малая крупица. Экскурсантов 150 человек. Поезд, в котором гости Урала совершали своё путешествие, состоял из 17 совершенно новых вагонов и комфортно обставленных вагонов первого и второго классов и одного министерского вагона - для корифеев науки. Конец поезда составляют восемь вагонов, где экскурсанты, во время остановок, завтракают и обедают. За этим поездом по пятам следует поезд-ресторан, в котором буфет, ледник, склад напитков, русская печь, табачная лавка, туалетные комнаты. На значительных остановках нижнее бельё у них собирается и отдаётся в стирку. За всю экскурсию - вплоть до возвращения в Петербург (почти месяц пути) - каждый экскурсант платил 150 рублей. И это, разумеется, необычайно дёшево".

В Миасс экскурсанты прибыли в восемь часов вечера. На станции их ждали выездные экипажи всевозможных фасонов и конструкций. По указанию приисковой администрации все отправились, огибая озеро Ильменское, на золотой прииск, где их встретили инженеры и местное население. Через три часа вернулись обратно на станцию. Гости говорили много лестных речей в адрес России и были восхищены уральской красотой и русским гостеприимством.

В Симском заводе на званом ужине английский металлург Джеймс Ридли пришёл в восторг от русского хлебосольного стола, на котором были икра, сардины, омары, ветчина, селёдка, водка, коньяк, вино, мадера, шерри, ром. После следовали супы, котлеты, рыба (покорил осётр!), дичь, овощи, фруктовые салаты, а в конце - мороженое.

Во время путешествия по окрестностям Сатки Джеймса Ридли поразили дороги: "Впечатление от поездки на дрожках, следующих плотно друг за другом через невообразимо красивый лес, было потрясающим. Но как нас трясло! Повозки скакали по тропе (дорог в привычном значении этого слова здесь нет), подпрыгивали на камнях и упавших на землю деревьях, вязли в глубокой колее, мчались по огромным лужам с каменистым дном. Поскольку мы ехали очень быстро, то к концу путешествия напоминали отбивные бифштексы, и едва волочили затёкшие ноги".

"Только русские способны выдержать практику пирования до полуночи, - не без юмора отмечал в своих путевых заметках американский геолог Сэмюэл Франклин Эммонс, - и начать геологическую работу в шесть часов утра с ясной головой и в полном здравии".

(Продолжение следует…)