Вокзал, как всем давно известно, это ворота города, его лицо. Мы не будем сегодня говорить о новом вокзале, красивом, ухоженном, современном, из стекол и бетона.

Поговорим лучше о том, старом, история которого полна событий, порой трагических, порой радостных. И вспомнить эти события, на наш взгляд, будет не лишним.

Не знаем, существует ли где-то полная и подробная история старого вокзала. Может быть, она и есть. Но нам захотелось составить свою. Она абсолютно не претендует на полноту. Мы просто собрали воедино всё, что удалось найти на эту тему. О некоторых событиях нами писалось и раньше, поэтому о них мы просто кратко напомним, о других расскажем побольше. А начиналось всё с Транссибирской магистрали…

…Десятилетиями проекты постройки железной дороги лежали под сукном в царских бюрократических канцеляриях. Омский губернатор, например, был решительно против: "Для вверенного мне края железная дорога не имеет никакого значения". Тобольский губернатор считал, что железная дорога вызовет конкуренцию между иностранными и русскими купцами, всю торговлю приберут к рукам иностранцы, народ будет разорён, и, что особенно беспокоило градоначальника: "Наблюдение за сохранением порядка в крае сделается невозможным, затруднится надзор за политическими ссыльными".

Однако остановить развитие технического прогресса было невозможно. 8 сентября 1890 года из Уфы в Златоуст прибыл первый поезд по новой дороге. Началась её прокладка в сторону Миасса.

С помощью "Летописей Петропавловской церкви", которые хранятся в фондах Миасского краеведческого музея, попробуем представить, как же развивались события…

13 апреля 1891 года состоялось "освещение бараков и молебствие перед открытием работ на линии Златоусто-Миасской железной дороги, проходящей в четырёх верстах от Миасса. Наплыв рабочих - громадный, из многих губерний, благодаря чему зарплата снизилась до 15 копеек без продовольствия. Увеличилось нищенство и воровство".

25 ноября 1891 года. "Последовало официальное открытие железнодорожной линии от Златоуста до Челябинска. Торжество открытия происходило в последнем городе. К прибытию первоначального поезда на станцию Миасс собрались некоторые члены Миасского общества. Кроме начальствующих и строителей участка открываемой линии дороги, в поезде прибыл протоирей г. Челябинска с причтом для окропления святой водою железнодорожных зданий".

5 января 1892 года. "Прекратился подвоз хлеба на базар. Хлеб везли по железной дороге, пользуясь льготными ценами. Хлеб в Миассе отпускали не только местным и повсюду проживающим. В лавках имеются все сорта муки и овёс, закупленный в Самаре, Пензе, на Дону и др. пунктах. Провоз хлеба по железной дороге пользуется льготною в цене и очереди отправления. Это позволило хлеб выдавать в ссуду всем нуждающимся (даже приезжим) по 30 фунтов в месяц на каждого с 5 лет, кроме совершеннолетних способных к труду".

24 мая 1892 года. "На Златоустовской железной дороге образовались залежи в несколько сотен тысяч пудов казённого хлеба, следующего в Челябинский уезд, для посева на крестьянских полях. Чтобы ускорить доставку хлеба, по особому ходатайству Челябинского уездного исправника, последовало распоряжение о немедленном приспособлении новостроящейся на Миасс линии к временному движению поездов, исключительно для перевозки казенного хлеба. Сего числа прибыл в Миасс, по новостроящейся железнодорожной линии, первый поезд из 13 вагонов, нагружённых хлебом (по 600 пудов в каждом). При встрече этого первого миасского поезда совершено местным духовенством на постройках около вокзала водоосвящение с благодарственным молебствием. Священник Сементовский сказал краткую речь о значении железной дороги в деле продовольствия народонаселения. Без Златоустовской железной дороги здешний край Оренбургской губернии подвергся бы невообразимому бедствию из-за неурожая 1891 года. С настоящего дня будет подвозиться каждодневно из Златоуста 20000 пудов хлеба, за которым из Челябинского уезда прибыли тысячи подвод".

(Продолжение следует…)