В 2023 году высшему образованию в Миассе исполняется 70 лет. А начиналось всё с инициативы Уральского автомобильного завода, со старого здания со шпилем, с сотни производственников, жаждущих знать о своём деле больше и делать его лучше.

"…Сотни рабочих и техников, которые хорошо знают свое дело, но не имеют нужных теоретических знаний, ставят вопрос об организации при заводе высшего учебного заведения. Просим Главное управление войти с соответствующим ходатайством в министерство", - такое обращение появилось в отделе технического обучения Уральского автомобильного завода весной 1953 года, и уже к сентябрю в Миассе был организован вечерний факультет Челябинского политехнического института (ныне - ЮУрГУ). Так у автозаводчан появилась возможность получить высшее образование без отрыва от производства. Большая заслуга в этом принадлежит директору автозавода А.К. Рухадзе.

В первые годы обучение велось по трём специальностям: "Машины и технология литейного производства", "Автомобилестроение" и "Технология машиностроения". Изначально предполагалось набрать 75 студентов, но первые дни приёмных экзаменов показали, что это количество не удовлетворит запросы автозавода. Министерство дало разрешение увеличить приём до 100 человек, но и этого оказалось мало - приёмные экзамены выдержали 128 человек. Среди студентов было много участников Великой Отечественной войны, кадровых работников с большим производственным стажем, но и с большим перерывом в учебе.

Занятия проводились в неприспособленном здании бывшего Дома техники (старое здание со шпилем возле ДК автомобилестроителей), где студентам выделили актовый зал на 50 человек, две комнаты для практических занятий и комнату для канцелярии факультета. Поэтому преподаватели головного института, приезжавшие из Челябинска, читали лекции в два потока.

Первым штатным преподавателем и деканом факультета стал М.И. Борчанинов - молодой ассистент, с отличием окончивший автотракторный факультет ЧПИ и направленный в Миасс. Молодой - и при этом уже бывший фронтовик, который сразу же после школы окончил курсы автоводителей и прошёл военными дорогами от Сталинграда (1942 год) через Донбасс, Приднепровье, Молдавию, Румынию, Болгарию и Австрию до Вены (1945 год). "Первый" остался в памяти многих выпускников. Идущему впереди всегда труднее остальных, но солдат, прошедший тяготы самой кровавой войны, не привык отступать. По отзывам студентов того времени, М.И. Борчанинов мог заинтересовать любого слушателя, оставаясь требовательным и принципиальным, не был он лишён и чувства юмора.

К преподаванию привлекались также лучшие учителя школ и техникумов города. В подвальном помещении новой школы № 29 одной из первых была организована лаборатория физики. Практика проходила на заводе, в его цехах и лабораториях. На старших курсах занятия вели ведущие специалисты Уральского автозавода, поэтому всё новое, передовое, применяемое на заводе, сразу же отражалось в лекциях и беседах.

Летом 1959 года первые 56 специалистов защитили свои дипломные работы. У студентов, изучавших литейное производство, темы дипломов назывались одинаково: "Спроектировать литейный цех", а различались они по производительности цеха и по марке выплавляемого металла. После диплома выпускники много занимались самообразованием: в институте дали широкие знания, которые хотелось углублять, и научили работать со справочниками, каталогами, различного рода технической литературой. Впоследствии многие выпускники стали руководителями подразделений автозавода и других предприятий.

Давать производственникам вечернее образование оказалось действенно: опыт хорошо сочетался с теорией, специалисты становились выше на целую ступень, что давало максимальный эффект для развития завода. Этот опыт вскоре переняли КБ машиностроения (ныне - ГРЦ Макеева) и Электромеханический институт (ныне - НПО электромеханики), попросив ректорат ЧПИ открыть в Миассе новые специальности под специфику оборонно-промышленного комплекса.

Об этом мы напишем отдельно, а пока поздравляем первый вуз Миасса с наступающим юбилеем! Миасский филиал ЮУрГУ до сих пор считается кузницей технической элиты. Здесь всё показывают "в железе": для любой дисциплины есть станки, макеты и установки, даже "Урал" в разрезе имеется, причём действующий! Здесь учат работать в самых современных программах, с самым современным оборудованием - и при этом дают знания, чтобы разобраться и с более старым оснащением. И как и прежде, крепки связи с предприятиями: сотрудники ведут спецдисциплины и учат ровно тому, что востребовано, а филиал организует курсы переподготовки и повышения квалификации. В итоге выпускники быстро растут в должности - хорошее остаётся неизменным. С юбилеем, Миасский ЮУрГУ! Продолжайте делать сложное - понятным!