Продолжая краеведческую тему, тургоякский четвероклассник Александр Анисимов (если вы помните, товарищи выбрали его "председателем издательской комиссии") рассказал на страницах самодельного рукописного журнала "Зорька" о том, что ели, где жили и во что одевались его односельчане в 1924 году.

Итак, "дома, надворные постройки, даже двор - выстлано всё из дерева. Это потому, что в Тургояке леса вдоволь. У каждого ремесленника есть особая изба - рабочая. В ней он делает всё, что ему нужно. Обстановки в доме много. Все своё сами делают. Одежда вся - своего изделия, из льна, она крепкая и не так скоро изорвётся. Она удобна для рыбацкого и деревообделочного промысла. Обувь летом у многих из лыка, она не рвётся в лесу. И ноги не портятся на горячей каменистой почве. Но зимой много появляется кожаной и шерстяной обуви. Например, валенки и сапоги. Так же, как у городских жителей, много суконной одежды. Вместе с суконным пальто повяжут льняной платок и наденут из льна платье и т.д. В праздник тургоякский житель надевает какую-нибудь яркую одежду. Это они одевают потому, что думают, чтобы народ обращал на них внимание и чтобы их яркая одежда бросалась всем в глаза.

Пища Тургояка самая простая - ржаной хлеб и огородные овощи. В праздники они едят рыбу. Рыба у них заменяет мясо. Так как в Тургояке мало скота, то редко встретишь того, кто ест мясо. Но в праздники большие и на разных пирах у них появляются разные пироги, загибеник и т.д. Вместе с этими загибениками выходит на сцену и любимый самогон. Пироги в Тургояке стряпают с ягодами, которых много в лесах. Хотя много у тургоякских хозяев ягод и других сластей, но они ничего не умеют хорошо приготовить. Изготовят не вкусно и не разнообразно".

(Тут сделаем небольшое отступление, чтобы объяснить слово "загибеник". Как объяснила нам заведующая модельной Павленковской библиотекой-филиалом № 9 Светлана Самойлова, "загибениками" в Тургояке именовали маленькие пирожки, а большой пирог назывался "сгибень").

Юный "собкор" Михаил Гусельцев решил познакомить читателей "Зорьки" (впрочем, почему познакомить?.. просто напомнить!) с промыслами, которые бытовали в родном селе.

Вот его рассказ: "Село Тургояк очень выгодно лежит около заводов Златоуста и станции Миасс. Поэтому жителям приходится жить всё время с работой. Летом пашня. Осень-зима - всякие промыслы. Первый - деревообделочный. Выписав из лесничества леса, делают телеги, сани, самопрядки, всякую мебель, домашнюю посуду и т.д. Надворные принадлежности везет на базар и там продают или меняют. Второй - плетение. Корзины, короба, пестери, то есть дорожные сундуки для хлеба, русские лапти, чехлы для бутыли, верёвки из лыка. Это почти каждый умеет. Пимокатством, портняжничеством, сапожничеством заняты 30 человек. Кузнечество было не очень развито, потому что поблизости заводов кузнецы куют лошадей. Остальное - косы, серпы, топоры - получают из заводов. Есть ещё такие промыслы, как добывание камня, корунда, обжиг угля, пилка брёвен и дров. Но особенно в Тургояке развиты ткачество и извоз. Тургояк - как фабрика мануфактурная. В каждом доме есть своя машина, её называют кросна. Бабы целую зиму ткут холст и зимой одевают всю семью. Мануфактура для них роскошь. Будничная одежда всегда самотканая, самовязаная. Бельё, верхнее платье, тёплая одежда и чулки - все из льна. Полотенца, скатерти, летние туфли - всё своего прядения и тканья. Извозом занимается почти весь Тургояк. Возят уголь, дрова на заводы, на станции. Ещё разные предметы своих промыслов, как, например, сани, кадки, телеги, сено, дрова и т.д. Оттуда везут разные продукты. Получают деньгами, хлебом и мануфактурой".

(Продолжение следует...)