У современной молодёжи к пенсии совершенно разное отношение: кто-то добросовестно нарабатывает стаж и копит необходимые для будущего баллы, а кто-то живёт днём сегодняшним, не задумываясь, что будет потом. А вот у людей прошлой советской закалки всё было иначе - они работали десятки лет на просторах союзных республик, зарабатывая свою пенсию. Но, как оказалось, с получением своих кровных могут возникнуть сложности. Особенно, если трудовая деятельность велась не на территории современной России, а в одной из республик, входящих в СССР. Хотя, казалось бы - одно государство ведь было.

Именно с такой проблемой столкнулась жительница Миасса, получившая отказ от Фонда пенсионного и социального страхования в назначении ей пенсии по старости. СФР насчитал женщине лишь около шести лет страхового стажа и шести баллов пенсионного коэффициента, "откинув" её трудовую деятельность на территории Казахской ССР. За помощью в восстановлении справедливости жительница Миасса обратилась в юридическую компанию "Гаврюшкин и партнёры".

Как выяснилось, пенсионным органом в стаж женщины не были засчитаны периоды обучения и работы на руднике и в шахте в Республике Казахстан - всего более 30 лет. А вместе с тем, законодательство предусматривает назначение пенсий гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

"Один из документов, регулирующий данный вопрос, - это международный договор "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года. Этим Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. В пункте 2 статьи 6 Соглашения прописано, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения", - пояснила юрист компании "Гаврюшкин и партнёры" Ануш Арутюнян, которая и представляли интересы жительницы Миасса в суде.

Стоит отметить, что Пенсионный фонд не то чтобы полностью "отрёкся" от времён СССР, а просто формально подошёл к этому вопросу. СФР направил в компетентный орган Республики Казахстан запрос о подтверждении стажа работы жительницы Миасса, однако получил отказ в предоставлении документов. На этом основании женщине и отказали в назначении пенсии. А вместе с тем в трудовой книжке заявительницы имелись все необходимые записи с подписями и печатями, датами и номерами приказов организаций о приёмах на работу и увольнениях.

"Как следует из статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Каких-либо нарушений оформления трудовой книжки истца не установлено. Кроме того, факт работы нашего клиента, помимо трудовой книжки, подтверждается трудовыми договорами, дополнительными соглашениям, штатным расписанием, выписками с индивидуального пенсионного счёта и прочими необходимыми документами и справками", - рассказала юрист Ануш Арутюнян.

Миасский городской суд рассмотрел гражданское дело и согласился с доводами истца. Решением суда Фонд пенсионного и социального страхования теперь обязан включить с страховой стаж женщины периоды её работы в Казахстане, а также назначить ей пенсию по старости, начиная с мая 2021 года.

"Случается и так, что органы государственной власти допускают ошибки в своих решениях. Поэтому не стоит считать: "раз государство так решило, значит так правильно". Всегда следует бороться за свои права. И лучше это делать вместе со специалистами, тогда шансы на восстановление справедливости возрастают в десятки или даже сотни раз", - отметил управляющий партнёр юридической компании "Гаврюшкин и партнёры" Сергей Гаврюшкин.