"Интересно, как называют того, кто плетет корзины? - вопрос не давал покоя всю дорогу до Дома народного творчества. - Корзинщик?.. Так ведь он не только корзины плетет... Лозоплётчик? Плетельщик?.. Как-то странно все это звучит...".

Ничего путного не придумалось. Интернет же ответил уверенно и четко: "Лозоплетельщик!". Ну что ж, пусть будет так...

"ЗолотолоЗ"

…Хорошее дело - мастер-классы!.. Приходишь неумехой, а через часок - глянь-ка! - из-под твоих корявых рук выходит что-то, мало похожее на изделия твоего наставника, но ты горд и доволен - потому что сам сделал. Ну, или почти сам…

Рисуешь ли ты, лепишь, клеишь, вышиваешь - это всегда захватывающе-интересно, потому что в современном рукоделии все время появляются новые материалы и технологии. Но я выбрала то, в чем всегда хотелось себя попробовать - лозоплетение. И пришла в кружок "ЗолотолоЗ".

Поразило, в первую очередь, название - это слово-палиндром: "ЗолотолоЗ" одинаково читается как слева направо, так и справа налево.

Большое впечатление произвела мастерская, наполненная связками прутьев. Одни мокли в длинной трубе-ведре и огромном чане, другие лежали на столе завернутыми в полиэтиленовую плёнку, третьи громоздились на стеллажах...

Сразу бросилось в глаза, что прутья имеют разные оттенки - от нежно-кремового и салатного до бежевого, кофейного, шоколадного, болотно-зеленого. И всё это великолепие сочеталось с очень тонким, почти неуловимым ароматом древесины, витающим в воздухе.

Работ руководителя кружка в обозримом пространстве немного: пара фруктовниц, несколько начатых корзин, большой плетеный ларь с крышкой. "Все мои изделия - на выставках" - поясняет Александр Балдин, один из самых сильных лозоплетельщиков в области, победитель многих конкурсов и фестивалей.

Срезать и оживить

Не терпелось поскорее начать что-нибудь делать. Доставая прутья из связок, упакованных в полиэтилен, Александр неторопливо рассказывает:

- Каждый мастер сам себе готовит материал для работы. Ивняка в природе много, но на плетение годятся далеко не все. В основном я облагораживаю дикие ивовые заросли. Длинные, тонкие, безлиственные, однолетние побеги лучше срезать осенью или зимой (они самые крепкие) и хранить на балконе. Перебираю прутья по длине, толщине, сортам, цвету - они пойдут на разные изделия. Одни прутья оставляю неочищенными, другие ставлю комлевыми концами в ведра с водой на несколько недель. Это называется "искусственное оживление". Раньше все прутья освобождал от коры, получая красивый, благородный цвет лозы, а потом стал добавлять в светлые изделия отдельные детали из зелёного, неочищенного ивняка.

Балдин - человек творческий. В прошлом - выпускник художественного отделения ДШИ № 4. Семь лет назад молодой человек познакомился с опытным лозоплетельщиком Денисом Лукмановым, взял у него несколько уроков - и ремесло увлекло, затянуло…

На базар - с корзинкой

- Искусство плетения - самое что ни на есть экологичное, лишенное какой бы то ни было механической обработки, - увлеченно продолжает мастер. - Из инструментов - шило и нож. Все делается вручную, а я как раз люблю работать руками. Станок не сплетет корзину - это под силу только человеку, его руки чувствуют, как и что делать - прижать, отпустить, загнуть, закрутить… Мне нравится, что всё делается, как говорится, "на коленке". Завораживает тот факт, что лозоплетение возникло в эпоху неолита и, пройдя сквозь столетия, дошло до нас практически в первозданном виде. Как тысячу лет назад, так и сейчас человек плетёт по одним и тем же принципам, с помощью одинаковых приёмов. И в этом есть нечто таинственное и мистическое - плетение существует как бы вне времени. Изменилось одно: в древнем мире плетение было необходимой потребностью, связанной с обустройством быта, а теперь оно служит в основном для украшения жилья. Но лично я больше люблю плести вещи, имеющие не декоративное, а практическое значение: корзины, лукошки, короба, фруктовницы… Взял корзинку и пошёл на базар - красота!..

Как ягодки на соломинку…

…И вот, наконец, я беру в руки восемь коротких палочек, делю на две кучки - потолще и потоньше. Тонкие затачиваю "лопаточкой", а на толстых - под руководством Александра - делаю надрез сапожным ножом и нанизываю одни палочки на другие, как ягоды на соломинку. Получается крест.

- Будем плести самое простое изделие - подставку под горячее, - говорит Александр. - Каркас мы сделали, теперь будем его оплетать. Берём два прутика одинаковой длины и толщины, левый ведем поверх правого - и выводим наружу… Прутики как бы друг друга догоняют и всё время меняются местами.

Пыхчу, пытаюсь разобраться и, борясь с непослушными прутиками, бормочу про себя: "Вверх… Поворачиваю… Вывожу наружу… теперь этот сверху… повернули…". Александр следит за моими действиями, подсказывает: "Подтягивайте!.. Плотнее…".

Круг закончен. Александр разводит четверки каркасных прутьев пополам и показывает, как оплетать каждую пару:

- Всё то же самое, что и было, только прутики разводите сильнее, не бойтесь…

- Ой, ломается!

- Ничего страшного. Укладываем сломом на плетение, подкручиваем, поджимаем и продолжаем дальше. Обломы есть всегда - это же дерево. Оно потом застынет, и всё будет хорошо.

- Скрипит!..

- Смочите прутик влажной тряпочкой и продолжайте…

Главное - понять принцип

Прутья заканчиваются. Александр показывает, как их нарастить, и плетение продолжается, но теперь уже оплетаются не четыре пары, а каждая из восьми каркасных палочек-"лучиков". Левый поверх правого - и в промежуток, новый "левый" поверх бывшего "левого" - и в промежуток…

Материал в неумелых руках потрескивает, норовит обломиться - страшно, что обломится совсем… Но Александр рядом и не устает повторять:

- Главное - понять принцип. Разводим "лучики" на глаз, чтобы расстояние между ними было одинаковым - тогда подставка получится круглая и красивая. Поправляйте, прижимайте, чтобы плотно было… Пусть руки тренируются. Первые полгода привыкаешь к материалу, а потом магическим образом все перестает ломаться, хотя материал тот же.

Руки и правда потихоньку начинают чувствовать, что, как, куда вести, уверенности прибавляется, но совсем чуть-чуть.

Когда кружок становится достаточно большим, Александр достает не очищенные от коры прутики… - и завершение подставки, которое плетется немного по-другому, получается еще и цветным!

Мой наставник рассказывает любопытные вещи: где он черпает вдохновение, зачем лозоплетельщику нужны математика, логическое мышление и интуиция, как с помощью колунка "расколоть" прутик на ленты… Приводит интересные факты о своем ремесле: в гробнице Тутанхамона, например, нашли стулья, изготовленные из лозы, а армия Спартака использовала щиты, так же сплетенные из лозы.

А я, слушая Балдина, не могу отвести глаз от своей поделки. Да, кривовато, косовато, но, боже мой, как же красиво…

  Мария Савицкая