В конце календарного года традиционно проходят отчётные концерты: юные артисты, воспитанники творческих студий, школ искусств и профессиональных учебных заведений демонстрируют свой прогресс за семестр. Не отстают от "старших товарищей" и первоклашки: несмотря на то, что их опыт обучения насчитывает всего несколько месяцев, они выкладываются на все сто, и их самоотдача трогает не только их родителей, но и зрителей.

В конце минувшей недели на сцене Детской школы искусств № 2 состоялся спектакль "Трамвай" по мотивам стихотворений Осипа Мандельштама. Под руководством своего педагога, режиссёра Ксении Потаповой, ребята из театральной студии "Шалаш" рассказали трогательную и в то же время глубокую историю.

Спектакль прошёл успешно: при входе зрителей ждали самые настоящие программки, на сцене обнаружились стильные декорации, ребята бойко и уверенно декламировали текст и играли свои роли. Никто бы и не догадался, что премьера далась юным артистам непросто. Из-за отсутствия некоторых участников пришлось срочно делить их слова между оставшимися. Ребятишки не растерялись в сложной ситуации - возможно, справиться с волнением помогла специальная настройка перед спектаклем. Кстати, как заверила педагог, неожиданно разболевшиеся ребята всё же смогут выйти на сцену: спектакль обязательно повторится чуть позднее.

Режиссёр любезно согласилась приоткрыть для наших читателей занавес тайны и рассказать, что же происходит "за кулисами".

- Ксения Владимировна, неужели ребята на сцене занимаются в "Шалаше" всего три месяца? И, кстати, почему именно "Шалаш", ведь вы не "прячетесь", а напротив, выходите на сцену?

- Да, это был показ учеников первого класса и они занимаются три месяца - это их дебют и премьера спектакля. Первый набор школа сделала в прошлом году, сейчас эти дети уже втором классе. У них объёмнее материал: это проза современного автора Анны Никольской "Кондитерские истории". Показ будет в январе.

В прошлом году мы с ними только начинали, было волнительно. С тем классом зимой мы делали показ по стихотворениям современных поэтов, среди которых - стихотворение Веры Полозковой "Это не прихоть, это не блажь: это неделю мы строим шалаш". И захотелось мне взять это название. Очень символично: все в детстве строили шалаши, взрослым до сих пор иногда хочется спрятаться от мира. Хотелось, чтобы название отвечало моим ощущениям от театральной студии - я стремлюсь создать такое пространство, в котором каждый будет чувствовать себя уверенно и спокойно, пространство, где можно ошибаться, где тебя не ткнут носом, не сделают подножку, но и не будут молчать, если ты начнёшь нарушать чужие границы; тебе на это укажут, но уважительно и корректно. Где каждый человек уникален, но при этом все эти яркие индивидуальности могут существовать в едином ансамбле, не угнетая друг друга. Где можно свободно фантазировать и творить.

- И первой возможностью проявить себя стали не сказки, например, а сразу творчество "серьёзного и взрослого" поэта?

- На самом деле у Мандельштама много детских стихотворений. И, как оказалось, много детских стихотворений про трамваи. Я, когда была в Питере, увидела книгу с иллюстрациями Анны Десницкой - и просто влюбилась! Когда в этом году в первый класс кроме семи девочек пришли два мальчика, я восприняла это как знак: время пришло. Родителям на первом собрании озвучила: берём поэзию Серебряного века! К тому же дети на прослушивании читали очень длинные и серьёзные произведения: девочка наизусть читала главы из Евгения Онегина - она выучила их с бабушкой в свои 7 лет!

Вот почему я беру уже второй год для первого показа поэзию, это же сложнее чем просто диалоги, в которых можно своими словами? У меня нет ответа на этот вопрос.

У вас очень красивое оформление спектакля: от профессиональной афиши, декораций и света до настоящих программок, нарисованных руками детей.

- Афишу я заказывала у девушки из Московской области, она же делала для "Память не помять". Это молодая девчонка, мы с ней лично не знакомы, просто я знаю их театральную студию в Реутове и вот так через соцсети мы познакомились. Её афиши полностью соответствуют моему видению.

Свет делали мы вместе с Юрием Чумаковым, а декорацию - с родителями. Огромный центральный огромный дом с цветными окошками сделала одна из мам. Это просто невероятно, как она его в школу-то принесла?!

Программки делали дети совместно с родителями. Это я ещё в прошлом году придумала: принесла детям все свои театральные программки, рассказала, что это и для чего, и попросила их сделать - по желанию. Дети принесли классные программки! Кстати, та же мама, что сделала дом, тоже нарисовала целых две штуки.

Вообще, родители оказались очень активные, и очень меня поразили и порадовали.

- Перед спектаклем вы особым образом настраивались...

- Настроиться перед спектаклем - это важно. Нас так научили на театральном отделении в академии. Это некий "ритуал", который помогает собирает внимание, настроиться, и в этом есть какое-то волшебство... А если без волшебства, то зачем вообще это всё?.. На уроках мы очень много фантазируем, придумываем, чудим, но и выполняем задания на внимание, наблюдаем за миром, обращаем внимание на детали, нюансы, настроения.

Теперь у ребятишек впереди новогодние утренники, а в январе - новые занятия и новые спектакли. Пожелаем им и их руководителю творческих успехов и вдохновения в наступающем году!