Традиция - помнить ветеранов, сложилась на Автомобильном заводе "Урал" с годами. Люди, отдавшие не один десяток лет производству легендарных уральских машин, становятся примером для новых поколений автомобилестроителей. Мы рассказываем об их интересных судьбах и непростой жизни, чтобы не забыть историю завода и города. Сегодня наша героиня - Марьям Сибагатуллина. Она сорок с лишним лет отдала любимому предприятию, ветеран автозавода.
…У этой красивой, приветливой женщины несколько имён. Родители хотели назвать дочку Марьям, но в метрике ошибочно записали: "Мермян". Друзья называют ее Машей, сёстры ласково - Марьямочкой. Сама же она на вопрос, как к ней обращаться, тепло улыбается: "Просто Мария…".
Пришло время представить нашу собеседницу. Знакомьтесь: инженер-механик, комсомольский и партийный деятель, спортсменка, ветеран УралАЗ, ветеран труда Марьям Хасиятулловна Сибагатуллина. Жизнь и судьба её крепко переплелись с судьбой автозавода, отмечающего в этом году свое 80-летие.
"Дети, работайте!"
…Родилась Марьям на Первомайке в дружной, многодетной семье. Семеро детей, мама с папой и бабушка жили в доме, построенном руками отца, Хасиятуллы Сибагатуллина. Не получивший никакого образования, глава семьи самостоятельно научился читать и писать, переписывая статьи из русскоязычных газет, и был достаточно грамотным, чтобы, проштудировав нужные учебники, сдать экзамены и работать взрывником в Тургоякском рудоуправлении.
Мать была домохозяйкой, но имела четыре класса образования и нередко помогала детям в изучении иностранного языка. При этом не уставала повторять: "Моя ошибка - то, что я не работала. Дети, не сидите дома, работайте обязательно!".
Фархиджан (так звали маму) могла и не говорить этих слов, потому что в их большом хозяйстве дело находилось для всех, причём дети сами распределяли между собой обязанности, исходя из предпочтений каждого. Кто-то любил белить стены, кто-то - мыть окна и полы, кому-то легко удавался сенокос или копка земли под картошку. В общем, без работы не сидел никто, да еще все успевали отлично учиться, заниматься спортом и общественной деятельностью.
Забегая вперед, скажем: все Сибагатуллины-младшие получили образование, создали семьи, добросовестно работают, пользуются уважением - и по-прежнему находятся в гуще общественной жизни!
Не ради галочки
Марьям всегда и во всём брала пример со старшей сестры. Сестра в лыжную секцию - Марьям туда же. Сестра в спортивное ориентирование - и Марьям за ней. После окончания школы № 3 старшая поступила на вечернее отделение ЧПИ (специальность "машины и литейное производство") и устроилась на автозавод. Через три года, в 1966 году, то же самое сделала Марьям.
В химическую лабораторию отдела главного металлурга девушку взяли сначала учеником лаборанта, затем перевели в лаборанты 2-го разряда, а когда она защитила диплом, то стала инженером-технологом техбюро действующего производства.
Сметливая, инициативная, серьёзная, ответственная, Марьям практически сразу обратила на себя внимание руководства, которое увидело в ней перспективы роста.
"Ещё в лаборатории меня избрали секретарем комсомольской организации ОГМ, - рассказывает Марьям Хасиятулловна. - Общественная работа мне нравилось всегда. Поэтому я выполняла свои обязанности с радостью, а не ради галочки, старалась внести в комсомольскую работу что-то новое, необычное. К примеру, иногда проводила собрания в не официальной форме. Спросите, как?.. А вот взяла да пригласила к нам баяниста и балалаечника из музыкального училища! Они и про свои инструменты рассказали, и музыку сыграли. Нашим ребятам понравилось".
Четвёртый угол "треугольника"
"С удовольствием мои комсомольцы выходили на любые субботники, будь то строительство свинарника в Атляне или уборка территории завода, разбивка цветников. Уговаривать никого не приходилось. Один из ребят как-то признался: "Маша, тебе невозможно отказать, если ты просишь!". Не знаю, был ли у меня дар убеждения или просто в те годы общественная работа была в почёте?.. Комсорг, как у нас говорили, считался "четвёртым углом" в треугольнике "начальник (цеха, отдела, завода)-парторг-профорг".
В 1974 году Марьям выбрали заместителем секретаря заводского комитета комсомола, а затем и секретарём.
"Молодёжь охотно шла в комсомол, - вспоминает Марьям Хасиятулловна. - Жизнь у нас была интересной и насыщенной до предела. Если спорт, то походы, турслёты, выезды на Пугачевскую поляну и Еланчик, участие в заводских соревнованиях, сдача норм ГТО, легкоатлетические эстафеты, лыжные гонки... Если самодеятельность, то хор, которым руководила Тамара Николаевна Сесюнина, танцевальные номера, драмкружок… Я, например, пела в хоре, а моя сестра, помню, играла Чарли Чаплина и сама себе смастерила цилиндр и тросточку. Всё проходило на высоком организационном уровне: субботниками руководил заводской комитет комсомола, турслетами - ДСО "Труд". И, главное, ощущалось настолько полное понимание и настолько сильная поддержка со стороны руководства, что грех было не участвовать в мероприятиях. Нам разрешали, например, петь в хоре в обеденное время и даже немножко прихватывать рабочую смену".
Когда спорт - друг
В это время в жизнь Марьям вошёл Большой Спорт. Собственно спорт и до этого никуда не девался: она была застрельщицей многих спортивно-физкультурных начинаний на заводе, организовала турклуб, сама везде участвовала.
Рассказывает: "Однажды мне понадобилось выставить команду конькобежцев, но не набралось нужное количество участников. Пришлось мне выручать отдел, хотя я совсем не умела кататься. Надела коньки, вышла - и схватилась за судью, чтобы не упасть. Дали старт, я побежала! Да-да, именно побежала бегом, а не покатилась. 200 метров бега по льду - и вот я уже на финише и снова хватаюсь за судью, чтобы остановиться".
С восторгом вспоминает Марьям Сибагатуллина миасский "Снежный марафон", когда люди целыми семьями выходили на лыжню, копили талончики с отметкой о пройденных километрах, а потом получали от ДСО "Труд" красивые значки. И столько было здорового азарта, когда после выходных все друг у друга спрашивали: "А ты вчера сколько прошёл?.. А позавчера?.. Ну, молодец, хвалю!".
Марьям с юности любила походы и особенно - турслеты, где в программу соревнований организаторы вводили элементы спортивного ориентирования. Со временем оно стало самостоятельным видом спорта, и вот тогда-то девушка включилась в него самым серьёзным образом, став, в конце концов, кандидатом в мастера.
Полстраны - и заграница
"У нас была дружная секции по спортивному ориентированию, - говорит бывший комсомольский лидер. - Мы выигрывали соревнования на первенство обкома профсоюза, обкома машиностроения и более крупные - например, матч автозаводов СССР в Горьком. А в 90-е годы участвовали в первенствах Швеции и Венгрии. Благодаря спорту, объехали полстраны, побывали в Харькове, Ульяновске, Барнауле, Новосибирске… Из сложных походов особенно запомнились Кольский полуостров и Приполярный Урал, где мы намеревались покорить пятиконечную вершину Манарага, однако погода не дала это сделать… Спортивным ориентированием я занималась долго - даже после того, как ушла с завода, охотно участвовала в ветеранских соревнованиях…"
Во главе большого "хозяйства"
В 1979 году Марьям Хасиятулловне предложили работу в парткоме. С должности заведующей кабинетом политпросвещения она в 1987 году перешла в заместители секретаря парткома, а в 1991-м ей пришлось заняться хозяйственной деятельностью.
Будучи помощником директора социально-бытового комплекса, она возглавила культурно-оздоровительный центр автозавода (КОЦ), куда последовательно вошли пансионат, спортивный клуб "Торпедо", причал и две базы отдыха.
В 2000-м году "хозяйство" Марьям Сибагатуллиной разрослось ещё больше: после присоединения к нему санатория-профилактория и оздоровительного лагеря имени Феди Горелова КОЦ превратился в ОЦ (оздоровительный центр) "Тургояк". Держать под контролем столько объектов, содержать их в полном порядке - задача не из простых, но Сибагатуллина справилась. И это не удивительно: помог огромный опыт комсомольской работы, а ещё редкое умение искренне любить и уважать людей, с которыми ее сталкивала жизнь.
Комсомол как кузница лидеров
"Комсомол был настоящей кузницей молодёжных лидеров, - с воодушевлением признается Марьям Хасиятулловна. - Нашим молодым специалистам было, где развернуться и куда приложить свой ум, свои способности. На автозаводе в те годы действовали комсомольско-молодежные бригады, работали Совет научно-технического творчества молодежи и Совет молодых специалистов. Видя такую высокую активность комсомольцев, руководство изыскало возможность поощрять их: начали выделять жилье и места в детские сады, а мы в комитете комсомола решали, кого из активистов поощрить в первую очередь".
"Судьба моя сложилась удачно, - сказала на прощание наша собеседница. - Любое моё начинание поддерживалось. Я всегда была окружена прекрасными, мудрыми, понимающими людьми. Перечислить всех не получится, потому что я знала практически весь завод. Но хочется, чтобы мои бывшие сослуживцы знали: всех помню, всех люблю и всех безмерно уважаю. Я никогда не жалела, что попала на завод. Он - вся моя жизнь, жизнь полноценная, полнокровная, счастливая".
Мария Савицкая