Заканчивается юбилейный для градообразующего предприятия год - год 80-летия со дня основания в Миассе автомобильного завода. Но даже когда мы перешагнём в следующий, уже не юбилейный год, история легендарного завода никуда не денется. Каждый день мы будем по-прежнему шагать и ездить по улицам, которые несут на себе отпечаток удивительного времени - времени, когда люди ежеминутно совершали трудовые подвиги, не считая свои поступки чем-то героическим.
…Случайно довелось услышать, как приезжая женщина искала "улицу имени академика Лихачёва". Слышать эти слова было неприятно. Хотя никто не обязан, конечно же, знать нашу историю (главное - чтобы её не забывали мы).
Да, безусловно, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, доктор филологических наук, культуролог, профессор, искусствовед - это человек, достойный уважения.
Но миасская улица была названа в честь совсем другого, не менее достойного человека - директора МосЗиСа Ивана Алексеевича Лихачёва, который осенью 1941 года руководил размещением крупнейших эвакуированных заводов и фабрик столицы на новых местах.
Автомоторное производство поначалу планировалось разместить в Троицке, но неожиданно возник другой вариант - миасский. Здесь, среди соснового леса, находилась замороженная стройплощадка шарикоподшипникового завода, а значит, уже был создан задел для начала строительства. Лихачёв с группой инженеров лично прибыл в Миасс, оценил плюсы предстоящей работы, доложил в Москву, а 30 ноября государственный комитет обороны (ГКО) принял решение о строительстве Миасского моторного завода.
Секретарь Миасского райкома ВКП(б) С.К. Петров вспоминал много лет спустя: "Как-то утром в кабинет вошёл плотный человек среднего роста, с небольшими чёрными усами. "Лихачёв, начальник автомобильного главка, - представился вошедший. Решено наладить здесь производство моторов и коробок скоростей… С заводом прибудет много специалистов…" "А где мы расселим людей", - спросил я. - "Город маленький. Коммунальных домов всего десятка полтора, да и те, заселены сверх всякой нормы…". - "Попросим местных жителей потесниться, - просто сказал Лихачёв. - Часть людей разместим в окрестных сёлах, будем строить временные помещения, а потом и постоянное жильё".
И вот на станцию стали приходить эшелоны…
"В период строительства приезжал к нам Лихачёв, - вспоминал Ф.В. Ефремов. - Он постоянно интересовался нуждами рабочих и, по мере сил и возможностей, помогал им. Завод только строился, приходилось решать сразу много проблем: доставка оборудования, строительство цехов, размещение людей…".
Претензий у строителей было немало, но сетовали они не на плохое питание и не на бытовую неустроенность, а на то, что зачастую им приходилось сидеть сложа руки - время тратилось зря. Тогда Лихачёв прямо с совещания в Челябинске, где обсуждали возможность ускорить стройку, привёз в Миасс группу опытных инженеров. Уже на другой день специалисты предприняли ряд мер для ускорения темпов строительства.
"Уносясь памятью в события той далёкой поры, - рассказывал прибывший в Миасс из Ульяновска Д.В. Лясковский, - хочу добрым словом вспомнить генерального директора нашего ЗиСа Ивана Алексеевича Лихачёва. Ведь мы все его ученики. От его личности, от его невероятной работоспособности исходили волны ободряющей энергии, укрепляющей наши силы. В этих волнах закалялись мы, младшие командиры производства, руководители среднего звена, которые впоследствии возглавили крупные цехи и службы".
К Лихачёву шли за советом рабочие и инженеры, служащие и руководители, и каждого он внимательно выслушивал, решая вопросы оперативно, без волокиты. И люди тянулись к нему, ценя его человечность и незаурядный организаторский талант.
Будучи директором ГлавАвтоЗиСа в Челябинске, Лихачев умело курировал работу гигантской системы заводов имени Сталина, куда вошли, помимо миасского автомоторного, кузнечно-прессовый завод в Челябинске, автомобильный в Ульяновске, автоагрегатный в Шадринске - и завод в Москве, где продолжался выпуск автоматов и миномётов.
Многое пришлось вынести Лихачёву в жизни: его "и казнили, и миловали", назначали на должность - и увольняли с понижением. Тем не менее, судьба его уникальна.
Рассказывают, что в 1930 году в США Лихачёв встретился с Генри Фордом-Старшим. Под занавес встречи Форд, обращаясь к Ивану Алексеевичу, воскликнул: "Вы родились под автомобильной звездой. Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми!".
Перечень заслуг Ивана Алексеевича Лихачёва впечатляет. Директор Московского автомобильного завода, народный комиссар среднего машиностроения, министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог страны. Член ЦК ВКП(б), Центрального исполнительного комитета СССР, депутат Верховного Совета СССР пяти созывов. Обладатель пяти орденов Ленина, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Трудового Красного Знамени. Лауреат Сталинской премии. При этом в графе "образование" Иван Алексеевич всегда писал: "Три класса школы и курсы водителей".
И ещё… Легендарному директору Московского автозавода Ивану Лихачёву довелось стать прототипом героя фильма "Директор", рассказывающего о пионерах советской автомобильной промышленности. Не стоит искать в фильме фрагменты биографии Лихачёва - их нет. Но режиссёр сумел показать нам не просто и не только выдающегося организатора производства, а человека-романтика, жившего мечтой об отечественном автомобиле, который стал бы лучшим в мире.