- Валерий Викторович, прошел год с момента начала работы новой управленческой команды в Миассе. Можно ли сегодня сказать, что взаимодействие разных уровней власти выстроено и приносит положительный результат?

- Конечно, взаимоотношения выстроились и отдача от сотрудничества между властями на федеральном, региональном и местном уровне есть. При этом, отмечая положительные результаты, не могу не сказать и о том, что в нашем взаимодействии пока еще очень много нерешенных вопросов. В частности, во время недавнего приезда губернатора 21 апреля, когда обсуждались ключевые вопросы по реализации приоритетных национальных проектов, миасская власть пока показала очень слабые результаты. Руководитель области проявил терпение и доброжелательность, высказался очень мягко и аккуратно, не затрагивая острых углов, хотя они были, конечно, очевидны всем присутствовавшим на собрании, и депутатам, и приглашенным.

- Давайте еще раз повторим для миасцев, что удалось сделать совместными усилиями местной, региональной власти и депутата Госдумы для нашего города на какие объекты заложены средства в федеральном бюджете 2006 года?

- Общими усилиями нам удалось обеспечить финансирования ряда объектов инфраструктуры и те, которые относятся к приоритетным национальным проектам. Особо мне хотелось бы отметить два объекта-долгостроя: это детская поликлиника и школа в микрорайоне Комарово. Детскую поликлинику успешно завершили, причем здесь немалые усилия приложил и бизнес - трест "Уралавтострой", который возглавляет Татьяна Александровна Печерских, провел очень серьезную работу на этом объекте. Поликлиника - очень большой подарок горожанам. Основное финансирование взял на себя бюджет области, губернатор. И, как сказали жители Петру Ивановичу на площадке пред поликлиникой, такого здания - и по строительной законченности, и по оснащенности техникой, в Миассе очень давно не видели. Это знаковое событие, и произошло очень своевременно в свете последнего послания Президента Парламенту, где демографические вопросы были главным моментом.

Второй объект - школа № 21, мы ее начинали когда-то строить всеми правдами и неправдами еще силами автозавода. Пришлось приложить немало усилий, чтобы он на 2006 год вошел в перечень объектов, финансируемых по целевым адресным программам, в том числе из федерального бюджета. Но цифра была определена очень маленькая - всего лишь один миллион рублей. Нужно было поработать персонально, чтобы она выросла с одного до 17 миллионов. И сегодня я серьезно рассчитываю, что в самое ближайшее время работы на строительстве возобновятся, деньги в объеме 10 миллионов уже пришли в область.

В Федеральную адресную инвестиционную программу также удалось включить строительство бассейна для школы № 20 поселка Строителей с финансированием из федерального бюджета в размере семи миллионов рублей. По правилам ФАИП выделяет только половину необходимой суммы, второю половину должен внести субъект Федерации, то есть областной бюджет.

- Сегодня в Миассе остро стоит вопрос о приватизации жилья в общежитиях, служебных квартир. По центральному ТВ недавно прозвучала информация о том, что срок окончания бесплатной приватизации может быть отодвинут до 2010 года, вопрос обсуждается в Госдуме. Какова вероятность, что он решится положительно?

- Это действительно так. Срок предполагается продлить до 2010 года, но я должен сказать, что это не означает, что можно еще три года ничего не делать. Советую людям, которые еще не приватизировали, но намерены приватизировать свое жилище, сделать это как можно быстрей. Это даст им ряд преимуществ, собственник, в отличие от квартиросъемщика, может распорядиться квартирой по своему усмотрению, в том числе с ее помощью улучшить жилищные условия, под залог этой собственности можно получить ипотечный кредит или найти другой вариант.

- Но собственность не только дает преимущество, но и налагает ответственность. Например, с введением нового жилищного кодекса владельцы квартир должны сами платить за капитальный ремонт жилья. Жильцы старых домов оказались в неравных условиях с теми, кто получил от государства квартиры в относительно новых домах. Средств в капитальный ремонт не вкладывалось десятилетиями и в советский период. Большинство просто не в состоянии оплатить капремонт того же лифта. Есть надежда, что государство обратит внимание на эту проблему?

- Я бы сказал, что проблемы ЖКХ - давно назревшие и больные. За последние 15 лет государство не вкладывало деньги в эту сферу, и все держалось на том запасе, который был создан в советское время, в том числе и на запасе безопасности, на запасе людского терпения. Всему этому рано или поздно приходит конец. Наверное, понимая это, Президент и выступил 5 сентября прошлого года с инициативой разработки национальных проектов. Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России" предполагает не только строительство нового жилья, но и решение серьезных вопросов, связанных с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, с капитальным ремонтом существующего фонда, с ветхим и аварийным жильем. Надо понимать, что очень сложно, практически невозможно решить все вопросы одновременно. И даже ссылка на то, что накоплен огромный денежный ресурс - стабилизационный фонд сегодня не может быть использована. Чтобы далеко не отходить от темы: причина, почему он не расходуется, одна - правительство пока не может найти вариант, как, не увеличивая инфляции, его задействовать. Я хочу выразить надежду и уверенность в том, что в ближайшее время ситуация по всему жилищно-коммунальному хозяйству будет изменяться. Это должно решаться на государственном уровне, но с прямым участием всех собственников жилья, потому что его содержание хоть и накладно, но это очень важно для жизни и здоровья каждого человека. Есть где жить - есть нормальные условия для развития, воспитания детей, это база, основа для всего остального.

- Кстати о национальных проектах: они предполагают софинансирование из разных уровней бюджета. Не окажется так, что города со скудным бюджетом будут в крайне невыгодной ситуации, окажутся обделенными: сами немного могут вложить в реализацию проектов, и, соответственно, мало получат из областного и федерального бюджета?

- Может так оказаться. Это зависит от уровня ответственности работников местной власти. Связь между объемами финансовых вливаний из бюджетов разного уровня не прямая, но она прослеживается, она заложена в основу национальных проектов. Не может и не должен федеральный бюджет все полностью финансировать. Федеральные деньги должны сыграть роль катализатора. Если денег в местном бюджете недостает, нужно искать возможности привлекать средства предприятий, банков. На самом деле это неправда, что денег мало. Если бы их было мало - например, на жилье, - то цены бы на него не росли. Пять лет назад, когда действительно был дефицит денег, строители не могли продать квартиры, их реализовывали с рентабельностью пять процентов, а то и с нулевой. Сегодня они продаются со стопроцентной рентабельностью, и цены еще растут. Даже школьник поймет, что это значит - спрос опережает предложение.

Надо на другое обращать внимание. Например, Президент в своем послании сказал о том, что он приветствует инициативу предпринимателей по развитию системы образовательных кредитов. Бизнес в этом напрямую заинтересован, образовательная систему выдает "продукцию", которую потребляет бизнес. И государство должно сказать здесь свое слово, поэтому я сейчас с группой депутатов разрабатываю законопроект о социальном образовательном кредите, рассчитанном на малообеспеченные слои населения. Его, получив от государства деньги на образование, должен будет их не вернуть, а отработать. Там, где сегодня депрессивные территории испытывают острую нехватку кадров. Люди не хотят туда ехать, даже если там обещают и дом, и высокую зарплату.

- И все, возвращаясь к программам строительства жилья: как Вы думаете, подпрограммы, рассчитанные на бюджетников и молодые семьи, будут работать? В Миассе пока почти нет работников бюджетной сферы, готовых приобретать жилье на предложенных условиях.

- Мне было не очень удобно слушать об этом, зная ситуацию в других городах области. Губернатор говорил, что при предварительном распределении для Миасса рассчитывали выделить деньги на 51 квартиру - при условии, что сами люди, покупающие жилье, будут платить одну третью часть от первоначального взноса. Но заявок от Миасса поступило только девятнадцать. Я считаю, что просто недоработали муниципальные власти. Не может быть, чтобы в 170-тысячном Миассе не нашлось желающих, даже среди работников бюджетной сферы.

- И о последних инициативах Президента. В своем послании он объявил о намерении выплачивать матерям после рождения второго ребенка "материнский капитал" в размере 250 тысяч рублей. Не секрет, что и сегодня немало асоциальных семей, которые живут за счет детских пособий. Даже если эти 250 тысяч будут направлены на улучшение жилищных условий, квартиру потом можно продать и, простите, пропить. Есть ли реальная возможность сделать так, чтобы эти деньги действительно были потрачены в интересах детей?

- Вопрос важный и сложный, на него можно ответить очень коротко: сделать это можно и нужно, в том числе и законодательными нормами. В то же время одним законом тут не обойтись, законов принято много, но исполняются они порой плохо. Сам по себе термин "асоциальность" заставляет задуматься, и если хорошо поработать, ситуацию в таких семьях можно изменить. Нередко их беды возникают при попустительском отношении со стороны общества и власти. В нашей истории есть периоды, когда такого явления в больших масштабах не наблюдалось. На это и надо обратить внимание, нужно искоренять причины, которые приводят семью к асоциальному образу жизни.

- В завершение разговора что бы Вы хотели сказать своим землякам и избирателям?

- Я хотел бы сказать, что время сегодня в Миассе интересное, хотя и непростое (но оно всегда было непростым). Сейчас перед нами открываются большие, серьезные возможности, и от того, как мы их станем реализовывать, будет зависеть и результат. Сегодня важно понимать суть изменений, происходящих в стране, в обществе. Партия "Единая Россия" вместе с Президентом не только инициирует эти серьезные перемены, но и несет ответственность за них. Вопреки желанию получить все и сразу, положительные сдвиги в нашей жизни будут происходить постепенно. Это нужно понимать.

И еще: результат будет в том случае, если мы будем принимать в происходящем самое деятельное участие. Если же кто-то хочет занять иждивенческую позицию, то она заранее обречена на провал. Под лежачий камень вода не течет. Происходящие изменения дают нам только лишь новые возможности, их смогут использовать инициативные, энергичные люди, которые хотят что-то изменить. Скептики, люди равнодушные, те, кто сидит и ждет - ничего не получит, окажется за бортом. Конечно, я не имею в виду тех, кому нужна помощь, кто не может действовать активно - ветеранов, инвалидов. Даже дети должны сегодня активно участвовать в происходящем. Я помню, дед меня в детстве научил косить, это было огромное удовольствие - взять косу и в июле пару дней поработать. В любом другом деле посильный детский труд очень важен, нужен. В этом есть элементы трудового воспитания, профориентации, социальной адаптации ребенка, которому предстоит жить в новых условиях.