Иногда ненароком попавшаяся на глаза вещь вызывает воспоминания, которые, казалось, давно уже ушли в прошлое. Так случилось с выпавшим из шкатулки маленьким значком со звёздочкой в центре и надписью внизу "Taskento".

Ошиблись те, кто, прочитав слово "звёздочка", сейчас же подумал про октябрятский значок. Дело в том, что звёздочка была не красная, а зелёная, и внутри неё красовалась латинская буква "E"… С этой буквы начинается слово "эсперанто"…

В Миассе это слово впервые прозвучало в 1969 году. Местная газета тогда сообщила, что "эсперантисты прочитали в городе несколько лекций и приглашают желающих изучать эсперанто в ДК "Прометей"….

Мало кто тогда знал (а сегодня - многие ли знают?), что эсперанто - это международный язык. Изобрёл его (а в 1887 году опубликовал и первый учебник эсперанто) польский врач-офтальмолог и лингвист Людвиг Заменгоф - в надежде, что новый язык поможет достичь всеобщего мира и взаимопонимания. Кстати, "эсперанто" в переводе означает "надеющийся".

Эсперанто был особенно популярен в начале ХХ века. В своё время даже серьёзно обсуждался вопрос о принятии эсперанто как официального языка в ООН, но… Языком международного общения он не стал, однако получил довольно широкое распространение - сегодня на нём говорят около 2 миллионов человек.

…Вернёмся, однако, в Миасс. Осень 1973 года можно считать началом эсперанто-движения в нашем городе. Первая группа эсперантистов обучалась в ДК автомобилестроителей. Наши читатели наверняка помнят, что в правом фойе на первом этаже Дворца, где сейчас организуются художественные выставки, когда-то было что-то вроде Ленинской комнаты: слабо освещённое, холодное, достаточно мрачное помещение, с политической литературой, столами и стульями. Вот там-то педагог-историк Татьяна Александровна Коптягина и обучала всех желающих языку эсперанто. Уже в январе первые пять новоиспечённых эсперантистов получили аттестаты об окончании курсов.

Вскоре курсы открылись и в ДК "Прометей", а через полгода уже трём десяткам миасцев, среди которых были врачи, учителя, рабочие, служащие, вручили заветные "корочки".

Пусть читатель не удивляется такой высокой скорости обучения иностранному языку. Алфавит эсперанто построен на основе латинского - в нём 28 букв, которые соответствуют 28 звукам. Слова читаются так, как пишутся. Ударение всегда ставится на предпоследний слог. 16 основных грамматических правил осваиваются примерно за пару месяцев, а научиться уверенно разговаривать на языке можно за год.

Быстрому освоению разговорного языка в немалой степени способствовала активная жизнь миасских эсперантистов. Лето для них было временем поездок в "Страну Эсперантиду" - так назывались Всесоюзные молодёжные лагеря, которые каждый год проводились в разных местах Советского Союза.

Так, например, в 1973 году лагерь был организован на Рижском взморье.

"Жизнь в лагере разнообразна, - рассказывала инженер Вера Добрыдина. - Тут и учатся, и отдыхают. Одни ещё только учат язык, другие совершенствуются в нём. Преподаватели опытные, весёлые, уроки проходят весело и не скучно, а в конце смены - экзамены. Отдых - только активный: футбол, волейбол, баскетбол, концерты, КВН, вечера поэзии, дни именинника. В лагере строгий закон - говорить только на эсперанто! Иначе вас будут звать "крокодилами". На утренней линейке тому городу, эсперантисты которого больше других говорили накануне не на эсперанто, торжественно вручают "переходящего крокодила".

В мае 1974 года делегация миасских эсперантистов побывала в Свердловске на очередной, девятой, Волго-Уральской эсперанто-встрече и была поражена знакомством со старейшим уральским эсперантистом, который начал изучать язык ещё до революции!

В конце июля того же года миасцы, будучи активными участниками лагерных мероприятий в Иваново, получили право официально назваться Клубом. Название ему дали самое что ни на есть уральское - "Серебряное копытце".

…Жизнь по-прежнему кипела и била ключом. В 1976 году, по словам тогдашнего секретаря миасского Клуба эсперантистов Людмилы Новиковой, сразу после Прибалтийского эсперанто-лагеря, который прошёл в литовском городке Векшняй, они отправились в Тихвин - на Всесоюзный молодёжный лагерь эсперантистов.

"Лагерь получился очень представительным, - рассказывала Людмила Новикова. - Собрались 260 участников 14 национальностей из 57 городов СССР! Рамки одного лагеря стали тесны и были решено вместо одного Всесоюзного лагеря проводить сразу несколько в разных районах нашей страны. Нам поручили в будущем году организовать зональный лагерь в окрестностях Миасса".

…Целый год продолжалась работа членов Клуба по организации лагеря. И вот в начале августа 1977 года на Тургояке торжественно открылся 19-й Восточный Всесоюзный молодёжный эсперанто-лагерь, куда съехались 130 человек из 30 городов Советского Союза. Гостей приветствовала Хозяйка Медной горы, вручавшая каждому памятный сувенир из огромной Малахитовой шкатулки.

Участников разбили на восемь групп, которые получили "драгоценные" названия ("Топаз", "Изумруд", "Аметист", "Малахит", "Бирюза" и другие) - и отправили в трёхдневный поход по окрестностям Тургояка! Маршруты были разные, а настроение везде одно - смех и радость от общения с единомышленниками.

Последующая неделя прошла на берегу легендарного озера, но были и экскурсии, и вечера смеха, и митинги, и даже конкурс изящных искусств. Но, безусловно, самым ярким зрелищем стал День Нептуна.

"Пёстро размалёванные черти по приказу Повелителя морей хватали лекторов и начальников лагеря, - вспоминала Людмила Новикова, - тащили их в "ад" (баня, оборудованная в палатке), нещадно хлестали берёзовыми вениками, а затем бросали в "рай" - в озеро Тургояк. После этой процедуры все взяли курс на Инышко: по донесению гонцов Нептуна, там до сих пор не найдена пугачёвская бочка с золотом. Ныряли за ней опять же многострадальные "грешники". К всеобщему ликованию, бочка наконец-то была извлечена со дна. Огромными буквами на ней было написано "ЗОЛОТО". Надпись была сделана на эсперанто, но никого это не смутило - видимо, все решили, что Пугачёв был первым эсперантистом на уральской земле. Бочку доставили в лагерь, вскрыли - и обнаружили в ней… пиво".

Провести эсперанто-лагерь на Тургояке Людмиле Новиковой помогли Вера Добрыдина (организовала поход и путешествие на парусниках по Тургояку), Татьяна Коптягина ("мама" лагеря), Вера Мошкина ("Хозяйка Медной горы"), а также проводники групп В.Малышев, В.Гребенюк, А.Митрофанов, В.Щенников, Л.Сухоруких.

Члены Всесоюзной конференции эсперантистов очень высоко оценили организацию Тургоякского лагеря, признали его образцовым, а Людмилу Новикову избрали вице-президентом Комитета Советского молодёжного эсперанто-движения, поручив ей руководство всеми последующими слётами молодых эсперантистов.

…География эсперанто-лагерей всё расширялась: их устраивали в Сибири, в Дагестане, Ташкенте (оттуда значок!), Эстонии, Киеве… Миасские эсперантисты, можно сказать, объехали весь Союз.

Со временем клуб поменял название на "Малахитовую звезду". Поменялось и руководство клуба. Так, в 1981 году, судя по газетным публикациям, президентом "Малахитовой звезды" был Александр Князев, а в пять лет спустя на международной встрече в Волгограде Миасс представлял уже следующий президент, инженер-конструктор автозавода Алексей Фомин. Кстати, он же в 1987 год побывал в Кракове в составе советской делегации на 43-м Всемирном молодежном конгрессе эсперантистов.

…Остались ли сегодня в Миассе эсперантисты?.. Помнят ли язык, вспоминают ли о тех краях, которые им посчастливилось посетить, и о тех людях, с которыми их подружил язык эсперанто?..

Надеемся, что они откликнутся и поделятся своими воспоминаниями и фотографиями памятных событий.

Закончить рассказ об эсперанто хочется словами Людвига Заменгофа: "Эсперанто - это доска, лежащая на берегу реки, которую в будущем можно будет использовать для строительства моста".