На днях Конституционный суд Российской Федерации принял к рассмотрению жалобу на нарушение конституционных прав и свобод миасского предприятия "Валмакс", интересы которой представляет известный юрист Сергей Гаврюшкин. В ходе судебных разбирательств между предприятием Миасса и министерством экологии области, которые длятся с 2019 года, было выявлено несоответствие нескольких нормативных актов Конституции РФ.

Так, в январе 2019 года Министерство экологии Челябинской области провело внеплановую проверку документов миасского предприятия "Валмакс" и выявило, что организация не заключила договор на получение прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ). В результате минэкологии выдало предприятию предписание, которым обязало "Валмакс" заключить договор на получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях и осуществлять мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в период НМУ согласно план-графика.

Вот только ООО "Валмакс" с таким положением дел не согласилось и обратилось в челябинский арбитражный суд с требованием признать предписание незаконным. Но суд встал на сторону министерства экологии и решил, что выданное предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы миасского предприятия. По каким-то причинам суд не взял в расчёт нормы Конституции, сославшись при вынесении решения на ряд федеральных законов, которые, в свою очередь, получается противоречат главному закону страны.

В свою очередь "Валмакс" решил оспорить решение суда первой инстанции и подал апелляцию. Однако вышестоящие суды вплоть до Арбитражного суда Уральского округа все как один принимали сторону министерства экологии. А Верховный суд РФ и вовсе решил не рассматривать этот спор.

Чем же руководствовались суды при вынесении решений и в чём "несовпадения" с Конституцией?

Первое, на что ссылались южноуральские суды, - это федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", указывающий, что предприятия, которые выбрасывают вредные вещества в воздух, должны проводить контроль за соблюдением нормативов этих самых выбросов. Вполне логично. Этот же закон гласит о том, что такие предприятия при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий должны уменьшать выбросы. И это разумно.

Судами были учтены положения законов, в которых говорится о том, что специализированная информация о состоянии окружающей среды и её загрязнении предоставляется на основе договоров. Кстати, по ряду городов в Челябинской области - Магнитогорск, Коркино, Карабаш, Сатка, Троицк и Златоуст - прогнозы неблагоприятных метеорологических условий публикуются в сети интернет через Гидрометцентр и являются общедоступными. Миасс же в этот перечень не входит. А значит, если вы хотите работать по закону - регулировать выбросы своего предприятия, - заключайте договор, "оплачивайте в кассе" и будет вам информация. Хотите вы заключать договор или нет - никого, получается, не беспокоит. Обязаны и точка.

В то же время ни одна из судебных инстанций не взяла в расчёт конституционную норму о гарантии свободы экономической деятельности, в которую включается и свобода договора. Ведь, согласитесь, никто не может обязать ваше частное предприятие заключить договор с другим предприятием… А с государством, получается, может?

"Свобода гражданско-правовых договоров в её конституционно-правовом смысле, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, предполагает соблюдение принципов равенства и согласования воли сторон. Следовательно, регулируемые гражданским законодательством договорные обязательства должны быть основаны на равенстве сторон, автономии их воли и имущественной самостоятельности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Субъекты гражданского права свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Свобода договора признается "конституционной свободой" в ряде постановлений Конституционного Суда", - поясняет ситуацию юрист Сергей Гаврюшкин.

Если следовать нормам главного закона страны и постановлениям Конституционного суда, то выходит, что миасское предприятие попросту принуждают заключить договор с уполномоченным государственным органом, тем самым нарушая равенство сторон. Кроме того, получается, что государственные органы вмешиваются в частные дела организации и игнорируют автономию её воли.

Чтобы защитить свои права, миасское предприятие было вынуждено дойти до Конституционного суда. Теперь разобраться в ситуации предстоит высшему судебному органу конституционного контроля в РФ, пояснив, верно ли истолкован судами смысл федеральных законов и насколько они противоречат конституционным свободам.