На днях губернатор Челябинской области Алексей Текслер подписал распоряжение о создании на Южном Урале туристско-рекреационного кластера "Горный Урал". Его цель - развитие внутреннего, въездного, социального и детского туризма, в том числе поддержка развития объектов туристской индустрии. Кластер объединит территории различных городов и районов: Миасса, Златоуста, Карабаша, Аши, Катав-Ивановска, Кусы, Сатки, Чебаркуля, Трёхгорного, Усть-Катава.

Создание кластера даст стимул для развития экологического туризма и даст возможность развитию особо охраняемых территорий. Создание инфраструктуры поможет распределить и снизить антропогенную нагрузку на объекты, в том числе положительно скажется на сохранении природы. Проект кластера уже проработан, получил высокие оценки федеральных экспертов и ведомств и будет реализовываться в приоритетном порядке. На заявленные в нем объекты будет изыскиваться необходимое финансирование. В настоящее время эта работа уже началась.

Подана заявка на конкурс Ростуризма в рамках подпрограммы "Туризм" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика". По ней будут финансироваться объекты обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящие в состав инвестпроектов по созданию туркластеров, со сроком реализации в 2021-2023 годах. Планируется также формирование заявок на федеральное софинансирование в рамках Национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", который будет создан в ближайшее время.

О том, какие объекты планируется реализовать в Миасском округе, нам рассказала директор "Агентства инвестиционного развития", член рабочей группы по созданию ТРК "Горный Урал" Ольга Марина. По её словам, самым масштабным проектом является кольцевая тропа протяжённостью 150 километров от озера Тургояк до национального парка "Таганай" и посёлка Сыростан. Обратно на уральскую жемчужину можно будет вернуться мимо озёр Кошкуль и Кысыкуль, а также городского пруда Миасса.

Летом по тропе предполагается путешествовать пешком и на велосипеде, зимой - на лыжах. Безусловно, большие расстояния потребуют перевалочных пунктов, или, на языке туристов, - приютов. Они послужат для текущих потребностей - зарядки телефона, выброса мусора, запасания водой и так далее. Каждые пять-семь километров путник встретит беседку, каждые 15 - пункт с возможностью ночёвки. В тёплое время года это - кемпинги и глэмпинги, в холода - отапливаемые домики.

Варианта прокладки тропы на участке от Тургояка до "Таганая" два: параллельно трассе через Александровскую сопку с заходом в Златоуст, либо минуя город поверх хребта мимо карьеров и Варгановой горы. Оборудование тропы непосредственно в Миасском округе потребует около 150 миллионов рублей: на организацию приютов, кадастровые работы по формированию земельных участков, программное обеспечение для учёта туристов, систему браслетов и другое.

"Финансирование предполагается частно-государственное: половину готов инвестировать бизнес, потенциальные инвесторы уже есть, - отметила Ольга Марина. - Первый этап получилось бы реализовать за восемь-девять месяцев. За это время удалось бы построить один приют, промаркировать маршрут и обеспечить систему учёта. На оставшиеся объекты потребуется ещё два-три года. Особой "фишкой" нашего проекта является инклюзивная тропа длиной 15 километров. Её основой готова стать "Уральская турбаза", оказывающая услуги людям с ограниченными возможностями. Первые 10 километров предусмотрены по суше - на колясках и хэндбайках, затем - пять километров на электрическом катере от острова Веры обратно до турбазы. Для особенных людей это целое путешествие!"

Ольга Марина подчеркнула, что 150-километровая тропа решит сразу несколько задач. В частности, экологическую - позволит снизить нагрузку на озеро Тургояк, поскольку у отдыхающих будет возможность не ограничиваться только водоёмом, а, используя трассу, посетить другие интересные места нашего и соседних городов. Кроме того, удастся продлить время пребывания на уральской жемчужине и в окрестностях: если сейчас гости стремятся уложиться в два выходных дня, загружая дороги, трассы и природу, то с созданием тропы смогу оставаться на отдыхе дольше и, соответственно, трафик снизится.