Во вторник, 20 октября, на нашем сайте вышла первая часть интервью со Станиславом Третьяковым, в котором он раскрыл некоторые "секреты" расследования уголовного дела, рассказал почему следствие зашло в тупик и где же теперь следователь, "заваривший эту кашу".

Сегодня, как и обещали, публикуем продолжение интервью.

- Станислав Валерьевич, в апреле 2019 года Вас выпустили из СИЗО, где Вы провели 5 месяцев, под домашний арест. Мы понимаем, что из СИЗО так просто не отпускают. Надо признать вину или сдать кого-то. В чём Вы признались и кого "сдали"?

- Я признался лишь в том, что не совершал преступлений и предоставил неоспоримые доказательства этого. Я никого не сдавал и не заключал никаких досудебных соглашений. А под домашний арест вышел, наверное, потому, что до следователя дошло - дальше держать невиновного человека в тюрьме уже слишком рискованно. Да и скрывать факты, подтверждающие невиновность, ему становилось всё труднее. Поэтому адвокат предложил вариант: меня выпускают из СИЗО, а мы не рассказываем в СМИ о нарушениях Долгаева, ходе следствия и даём им возможность спокойно разобраться и понять, что я не виновен. Именно поэтому с апреля и до ноября 2019 годы мы никак не комментировали дело. Однако смелости и мужества признать ошибку Долгаев в себе так и не нашёл. Он начал выдумывать новые эпизоды, которые в результате так и не подтвердились, после чего и мы сняли с себя обязательства по сохранению тишины в информационном поле.

- Вас многие видят в городе, но до Вас нельзя дозвониться и связаться через мессенджеры и аккаунты в социальных сетях. С чем это связано?

- Это условия меры пресечения, которая действует с июня 2019 года и по сей день. Согласно решению суда, я не могу разговаривать по телефону, не могу пользоваться сетью интернет, а значит мессенджерами и социальными сетями. Можно звонить только адвокату, следователю и инспектору в УФСИН. К тому же, я не могу приближаться к администрации Миасса на 50 метров и участвовать в мероприятиях, проводимых администрацией, запрещено оказывать давление на свидетелей.

- Жить и работать такая мера пресечения не мешает?

- Жить не мешает. Работать - да, конечно, проблемы есть. Но за прошедшие два года я научился жить без связи. Тем более, что СИЗО быстро лечит от телефонной и интернет - зависимости. Зато сколько свободного времени появилось для семьи, друзей, чтения, спорта. Масса новых идей и проектов появляется, когда не отвлекаешься на мемы и посты. Рекомендую всем хотя бы на сутки попробовать отказать от телефона. Почувствуете настоящую лёгкость, свободу и сохраните массу полезного времени.

Однако, вести бизнес без связи - это, конечно, крайне сложно. Поэтому все коммуникации с "внешним миром" осуществляет моя супруга Оксана. Все друзья, коллеги, партнёры, да и многие жители уже знают её телефон, звонят ей. Она организует встречи, находит и распечатывает для меня важные новости из интернета, принимает и отправляет почту и документы.

- Почему Вас не выпустят под подписку о невыезде, если расследование уже якобы завершено?

- Отменять меру пресечения в виде запрета определенных действий следователи упорно не хотят. В нашем ходатайстве о пользовании телефоном в целях ведения бизнеса отказали. Для них, наверное, это способ давления, создания дискомфорта. Такой же, как до сих пор не снятый арест имущества, часть из которого необходима для ведения и развития бизнеса, но использоваться всё ещё не может.

Просить следователя об изменении меры на подписку о невыезде мы не хотим. Сейчас я могу свободно ездить в пределах Российской Федерации, вести переговоры, встречаться с партнёрами в других регионах, заключать контракты, вести бизнес. А при наличии "подписки" даже каждую служебную командировку надо будет согласовывать со следователем. И я больше чем уверен, он найдёт повод, чтобы не дать разрешение на поездку. Поэтому лучше уж без связи, чем без "крыльев".

- Имея такой богатый опыт общения с сотрудниками правоохранительных органов, что бы Вы посоветовали действующим чиновникам администрации Миасса?

- Во-первых, никогда и ни от кого не принимайте никаких подарков, вообще ничего не берите, ни за что, даже (вроде бы как) от хороших знакомых. Ни в качестве презента к празднику или Дню рождения, ни в качестве благодарности за помощь. То, что вам кажется мелочью (бутылка коньяка, красивая ручка или канцелярский набор на стол) всегда может быть истолковано одаривающей вас стороной как взятка. И однажды, взяв даже какую-нибудь мелочь, вы становитесь потенциальной целью для последующих шагов. Поэтому я на дверях своих рабочих кабинетов в администрации Миасса всегда, а особенно к праздникам, вывешивал табличку: "Вход с пакетами и подарками запрещён". И когда в ноябре 2018 года меня задержали и обвинили в получении взятки, я был на сто процентов уверен, что никогда этого не делал, никогда ни у кого ничего не брал. Не надо было копаться в памяти и вспоминать - брал или не брал. Так жить проще: никому ничего не должен, помогаю всем в рамках закона и безвозмездно.

Во-вторых, найдите и будьте на связи с адвокатом, который сможет к Вам прибыть сразу же после задержания (не дай Бог, конечно). Это должен быть грамотный адвокат, который Вас хорошо знает и уверен, что Вы - честный человек. Первые сутки для человека, вырванного в наручниках из привычного мира и помещенного в ИВС, самые сложные.

Мне повезло с адвокатами, которые меня защищают. На каком-то этапе я чуть не принял ошибочное решение отказаться от адвоката. Думал: "Я же не виновен! Зачем мне защитник? Я сам смогу убедить всех, что не совершал преступлений". Это, конечно, выглядит эффектно, но абсолютно не эффективно. Мой опыт показывает, если вы попали под пресс Челябинского следственного управления, то против Вас будут работать юристы, оплаченные государством, заточенные на то, чтобы посадить Вас. Поэтому противостоять им могут только подготовленные юристы-адвокаты.

В-третьих, если вы действительно виновны и понимаете это, то самый лучший вариант - сознаться и идти по пути досудебных соглашений и особого порядка рассмотрения в суде. Так вы сэкономите время своё и следователей, средства своей семьи, нервы себе и близким. Поверьте, система сможет собрать доказательства, если преступление вы действительно совершили. В этом случае главная задача - минимизировать и смягчить наказание.

Но если Вы не виновны - не верьте никаким обещаниям, стойте на своём, идите до конца. Сломаться легко, выстоять гораздо сложнее. Но надо понимать, что маятник, который качнулся сейчас и находится в стороне обвинительного уклона в отношении чиновников, рано или поздно качнётся в другую сторону. И тогда также массово, как сейчас садят, начнут разбираться, кто и кого садил, на каком основании, начнутся реабилитации. Если Вы - невиновный человек, но из страха или непонимания вдруг признали свою вину, то никогда не сможете восстановить доброе имя. Пятно "уголовник-коррупционер" навсегда останется на вас, на ваших близких.

Если вы сможете выстоять под натиском системы, если докажете невиновность в суде или даже после, когда вдруг вынесут несправедливый приговор и назначат незаслуженное наказание, то реабилитация всё равно будет. Даже если и через несколько лет. Но это даст вам возможность жить с высоко поднятой головой и честно смотреть людям в глаза. Мы живём не для того, чтобы хоть как-то прожить здесь и сейчас, мы живём для того, чтобы нас помнили добрым словом потом.

Что ещё хочется пожелать и посоветовать нынешним чиновникам? Наверное, каждый выбирает для себя стиль жизни и работы. С одной стороны, если ты не принимаешь никаких важных решений, готовишь отписки жителям и не подписываешь документы, предлагая подать на твой отказ в суд и принести тебе решение суда, гарантирующее твою безопасность, то шансов попасть под молот системы у тебя гораздо меньше. Но при этом ты должен понимать, что при такой стратегии чиновничьего выживания, никогда не будет реализован потенциал нашего города. Жители всегда будут считать, что ты "просиживаешь штаны и весь день пьёшь чай". И если всё-таки, какой-то наркоман вдруг расскажет о взятке, которую якобы дал тебе семь лет назад, то никто не придёт поддержать тебя, никто не подпишет ходатайства в твою защиту. Нужна ли такая работа и такая жизнь?

Мне не стыдно ни за один день, который я проработал в администрации Миасса, ни за одно своё решение - все они принимались для пользы города и горожан.

И я очень благодарен всем жителям, кто поддержал меня в ноябре 2018 года, когда было труднее и страшнее всего. Спасибо тем, кто собирал подписи в мою защиту и кто подписывался. Благодарю тех, кто в декабре 2018 года в тридцатиградусный мороз пришёл на митинг в защиту справедливости. Спасибо тем, кто верит и поддерживает до сих пор.

Я понимаю, что в долгу перед вами, поэтому обязан выстоять и доказать, что невиновный человек, имея такую поддержку и веру, сможет победить.