Вы знаете, что означает слово "волОвый"? А кто такой "насгАльник"? А "очИлькиваться" - это как?..

Язык наших предков, когда-то съехавшихся в Миасс с разных концов России, разнообразен и необычен. В некоторых семьях слова и выражения пра-пра-прабабушек и пра-пра-прадедушек бытуют до сих пор как вполне нормальные, понятные всем. А чужой человек услышит - и ничегошеньки не поймёт.

"Ты вехОтку-то не забудь взять!" - напоминала бабушка перед походом в баню. "И амунИцию собери!" - добавляла прабабушка. И всем в семье было ясно, что надо срочно положить в сумку мочалку ("вехотку") и чистое бельё ("амуницию").

Много интересного о забытых местных словечках рассказала нам старожил Миасса, краевед-любитель Ольга Ивановна Балановская:

"В Миасс съезжались люди из Пензы, из Тулы, с Волги, и всё то, что они говорили у себя на родине, переносилось в миасский говор. Например, моя прабабушка Анна Степановна Панфилова, уроженка тульского края, осерчав на внуков, говорила: "УгвАм ты эдакий!", то есть озорник, шалун, который всегда стоит в углу за непослушание. Или по-другому: "Ах ты, насгАльник!" (бесстыдник)".

Ольга Ивановна легко пользуется в своей речи словами, угадать значение которых нелегко. Сыграем ещё раз в угадайку?.. Тогда пошевелите мозгами и дайте ответ: что такое "пЕстерь" и кто такие "отресЁлок" и "мизгИрь"?..

Что, трудно?.. Запоминайте. "ПестЕрем" называли берестяной туес на лямках (типа современного рюкзачка), куда клали соль, муку, спички, хлеб, собираясь на покос. "ОтресЁлок" - это не завившийся, рыхлый кочан капусты, который и выкинуть не жалко.

"ОчИлькиваться" означает бездельничать, ходить кругами, отираться без толку, мешать. А "волОвый" - вялый, неторопливый, неактивный.

"Бабушка-тулячка, наказывая нашкодившего кота полотенцем, приговаривала: "Ах ты, мизгИрь эдакий! - продолжила рассказ Ольга Ивановна. - А человеку, начавшему выздоравливать после тяжёлой болезни, говорила с одобрением: "Да ты, смотрю, атУдобил!", то есть выздоровел, стал лучше выглядеть. У моего деда Степана Ивановича Панфилова самым страшным ругательством было выражение: "РаспроЯзвило бы вас-то!". Когда он узнавал, что кого-то убили, то качал головой: "Шабаш, прихлобУчили!..". Свою огромную кружку называл лихим словом "цЫстэрна" (с ударением на первом слоге): "Мать, плесни-ка мне кипяточку в цЫстерну!".

От забытых миасских словечек разговор перекинулся на Степана Ивановича Панфилова, личность явно неординарную.

"Дед мой - выходец из многодетной семьи, - поведала Ольга Ивановна.- Интересная у него судьба. За оборону Севастополя получил Георгиевский крест. Великолепно играл на скрипке, которая хранится у нас до сих пор. В возрасте "далеко за 40" примкнул к воинствующим безбожникам и однажды, вернувшись с собрания атеистов, схватил топор и стал рубить иконы. И Бог наказал его, как наказывал тех, кто рушил храмы, сбрасывал кресты и колокола: дед упал с крыши сарая и навсегда потерял слух. Говорить-то он мог, но мы с ним общались посредством записей в тетрадке. Однажды он написал Сталину письмо: "Дорогой товарищ Сталин! Все знают о ваших заслугах и о наградах. Почему же мы никогда не видим награды на вашем френче? Вы, пожалуйста, надевайте их почаще!". Подписался и послал письмо в Москву. Через неделю пришли двое в штатском, взяли деда под белы рученьки и увели. На пороге Степан Иванович обернулся и крикнул бабушке: "Капа, если что, пиши Калинину!". Но его, как ни странно, выпустили. Видимо, поняли, что человек писал это письмо исключительно из любви к великому вождю".