Непредвиденные "каникулы", ограничив наше передвижение по улице, в то же самое время дали нам широчайший простор для выполнения тех домашних дел, до которых обычно не хватает ни сил, ни времени - как говорится, руки не доходят.

Одно из них - разбор завалов в шкафах, кладовках, на антресолях. Годами копившиеся вещи уже и сами себе не рады - надоело им лежать в качестве балласта и ждать своего часа, который, скорее всего, никогда не наступит. Но он все-таки наступил, этот час!.. И можно перебрать всё-всё-всё! И выбросить, что не нужно!

…Только надо быть очень внимательными, чтобы в порыве творческого рвения не отправить на мусорку что-то ценное. Не в смысле стоимости, нет!.. Ценное - от того, что оно связано с историей вашей семьи, рода.

Такие вещи есть у каждого. Правда, не каждый знает, чем они ценны… Так не пора ли это узнать?..

…В семье Роженцовых (посёлок Верхний Атлян) с 1945 года хранится платье из немецкого атласа с необыкновенной историей.

Как поведала нам когда-то Клавдия Поликарповна Роженцова, отец её - уроженец деревни Яр Свердловской области по имени Поликарп Егорович Марков - имел четверых братьев. Красивые, крепкие, рослые как на подбор Яков, Михаил, Александр, Поликарп и Феоктист были гордостью родителей и сердечной занозой для сельских девчат. Но пришла война, братья ушли на фронт, а жёны их работали не покладая рук, воспитывали детей и ждали весточек от своих любимых.

Февральским днём 1942-го года почтальон принёс в село первую похоронку: смертью храбрых пал в бою у деревни Карповой Нелидовского района Калининской области Михаил Егорович Марков. В марте того же года пропал без вести Яков, в мае погиб Александр, а в январе 1943-го - Поликарп.

И только младший брат Феоктист прошёл всю Великую Отечественную с первого до последнего дня, брал Берлин, а вернувшись домой, привёз в подарок рано овдовевшим снохам трофей - немецкие атласные отрезы на платья.

Мама Клавдии, Фелисада Васильевна, тоже сшила себе платье по тогдашней моде, но надевала ли его когда-нибудь - этого её дочери не помнят. Скорее всего, так и лежало оно в старинном сундуке вместе с рубахами погибшего мужа…

"Мама рассказывала, - вспоминала Клавдия Роженцова, - что отца забрали в августе 41-го. Так как был он хорошим комбайнёром, определили его в танкисты, повезли на учёбу, а месяца через два эшелон с бойцами, среди которых был и папа, по пути на фронт сделал остановку на железнодорожной станции в 12 километрах от нашей деревни. Поликарп бегом бросился домой, чтобы в последний раз поцеловать любимую жену. Клавдия в это время пасла лошадей. Когда младшая сноха прибежала в поле, чтобы сообщить радостную весть, она вскочила на коня и помчалась в деревню. Встреча вряд ли была долгой: поцелуй, объятие, пара коротких слов, быстрый взгляд на спящих малышек - и вот уже глава семьи заторопился обратно - на войну, с которой ему не суждено было вернуться".

…Перед смертью Фелисада Васильевна передала атласное платье на хранение средней дочери Вассе, а та, умирая, завещала его младшей сестре, Клавдии.

Ещё больше историй о раритетных вещах наших земляков - в материале Рушник, кастрюлька, ножницы на сайте Miass.ru.