В минувшую пятницу, 17 января, начальник миасского следственного отдела регионального управления СКР Анатолий Селивёрстов и его заместитель, следователь по особо важным делам Азамат Дюсембаев провели итоговую пресс-конференцию, приуроченную к девятилетию со дня образования ведомства.
По словам руководителя, для правоохранителей минувший год выдался непростым, но принимаемыми мерами удалось сдержать рост преступности и сохранить стабильную криминогенную обстановку. Так, за 12 месяцев в округе зарегистрировали 2990 преступлений, что на 14% больше, чем в 2018 году. В целом же особо серьёзных злодеяний отмечено не было.
"Когда в 2012 году я только пришёл работать в Миасс, в день бывало по два-три убийства, - вспоминает Анатолий Селивёрстов. - В прошлом году убили десятерых человек, ещё столько же скончались от тяжких телесных повреждений. Большинство таких случаев - типичные пьяные конфликты. Имели место и единичные факты, которые бытовыми не назовёшь. Например, 5 января прошлого года двое охотников "делили" лес возле посёлка Тыелга, и один застрелил другого из ружья. Также резонансный случай был в конце декабря, когда дед убил своего 18-летнего внука. Скоро уголовное дело направится в суд".
Больше всего беспокоит стражей порядка рост числа преступлений против половой неприкосновенности детей. Так, количество изнасилований подростков в прошлом году выросло с одного до 11, что составило целых 13% от областной цифры. Зачастую несовершеннолетние становятся жертвами своих близких или вовлекаются в провокационные диалоги в социальных сетях.
"Откуда такая деградация и развращённость общества? Во многом негативное влияние оказывает телевидение. Сейчас в юмористических передачах на развлекательных каналах почему-то всё вертится вокруг сексуальной тематики. Кого-то это радует, но, если подумать, для детей - с их неокрепшей психикой - это призыв к действию, показатель вседозволенности. Телевидение формирует определённое сознание и стандарты поведения".
Во многих злодеяниях используется интернет: матёрые педофилы находят жертв на просторах сети. Диалоги обычно начинаются невинно, но после обмена обычными фотографиями негодяи выманивают у подростков интимные снимки, после чего начинают шантажировать. Далеко не все рассказывают о непростой ситуации родителям, кто-то соглашается и на личную встречу с развратником.
"Мы научились с этим бороться, хотя нередко преступники обитают в других регионах, но мы и до них дотягивались: помогали сотрудники полицейского управления "К". Но часто половые преступления совершаются в неполных семьях - со стороны отчимов. Здесь задача педагогов и психологов - своевременно беседовать с подростками и выявлять подобные факты. Ведь родители часто заняты на работе и утрачивают контакт с детьми, а те сами не могут правильно расставлять акценты и выстраивать свою безопасность. И пока число сексуальных злодеяний идёт по нарастающей. Общество тяжело больно, и нужны системные меры со стороны государства по наведению порядка в этой сфере", - подчеркнул руководитель миасского следственного отдела СУ СК по региону.
Негативные тенденции присутствуют и в сфере подростковой преступности, которая выросла почти на треть. Во многом этому способствует формирование так называемой культуры "А.У.Е." - неформального течения, когда освобождающиеся из колоний сидельцы вовлекают молодёжь в "воровскую романтику". Таким образом, преступность год от года "молодеет", что не может не тревожить.
"Если дети не получают должного внимания, общения и взаимопонимания от родителей, они находят это на улицах", - констатирует главный следователь города. - Распространены, например, кражи из супермаркетов. Зачастую у многих всё есть, главное для них - проявить удаль и самоутвердиться перед сверстниками. Влияют и особенности психологии - почти все подростки по одному трусоваты, поэтому кражи, грабежи и угоны совершаются группами".
Тем не менее, нередко роль играет и материальное положение: большинство детей, решающихся на преступления, воспитываются в неполных семьях. С определённого возраста мама перестаёт быть авторитетом, и подростки находят поддержку у старших товарищей.
"Это основная проблема, и, на мой взгляд, нужно сосредоточить все усилия на укреплении института семьи, традиций и ценностей. Ведь, когда мама ищет нового спутника, дети остаются на заднем плане. Женщина устраивает личную жизнь, на ребёнка времени почти нет, и он заменяет общение с родителями улицей. В итоге мы упускаем детей и получаем проблему", - делится размышлениями Анатолий Селивёрстов.
Помимо дел общеуголовной направленности ведомство расследует и материалы коррупционной категории. Как рассказал Азамат Дюсембаев, в прошлом году фигурантами становились должностные лица администрации округа, городского отдела судебных приставов, управления образования и руководители товариществ собственников жилья. Большинство дел уже рассмотрено судом. В случае с приставами, например, махинации строились на получении денег за действия, выходящие за служебные полномочия, и необоснованное прекращение производств, что нарушало права взыскателей и препятствовало исполнению судебных решений. Чиновники, в свою очередь, предоставляли земельные участки своим знакомым путём подлога документов.
"В этой сфере наблюдается декриминализация Миасса, - отметил Анатолий Селивёрстов. - Пик прошёл, и ситуация оздоравливается. Искоренили, конечно, не полностью, поскольку коррупция - явление сложное, и нужны длительные системные меры. Активность правоохранителей, несомненно, серьёзно возросла, в обществе есть запрос на справедливость, но нужно время для наведения порядка".