Сегодня, 4 августа, Россия отмечает день железнодорожника. А знаете ли вы, что в начале 20 века железнодорожная станция Миасс-1 становилась местом кровавых событий, известных под названием "эксы"?..
Немного истории. Характерной особенностью уральских революционных организаций в годы первой русской революции были боевые дружины, которые уничтожали провокаторов, предателей, "черносотенцев", осуществляли охрану партийных мероприятий и партийных лидеров. А ещё организовывали "эксы".
Экспроприация (на политическом жаргоне - "экс") - это вооружённое нападение на транспорт, банки и другие государственные учреждения с целью захвата денег или оружия, которые предназначались для развёртывания и поддержки деятельности революционных организаций.
Два таких "экса" случились в Миассе. Первый был организован С.Сепаревским в 1908 году. План предусматривал экспроприацию почты, через которую проходили значительные ценности Верхнеуральского казначейства. В его разработке и осуществлении принимали участие боевики из Златоуста, а также члены миасской организации Терский, Киселев, Уваров и один из сотрудников почты. Акция была проведена успешно 1 октября 1908 года, но впоследствии её участников арестовали.
Второй "экс" был проведён в ночь с 27 на 28 августа 1909 года, организовали его В.Сидоркина, И.Хрущёв, В.Алексеев, Анохин, К.Мячин, О.Брагина.
Подробности того, что происходило на станции Миасс той августовской ночью, миасский краевед Василий Мандрыгин сумел установить с помощью документов екатеринбургского архива.
…Банда, состоящая из 17 человек, готовилась к ограблению тщательно. Бандиты имели по 13 снаряженных магазинов к пистолету (130 патронов). Кроме этого, у них было и второе оружие - пистолеты системы "браунинг" с 4-мя магазинами (28 патронов) и запас патронов в коробках - по 100 штук на браунинг. Дополнительно имелся запас патронов в 2000 штук. Кроме того, были бомбы, запас пироксилина для взрыва дверей сейфов, бинокль, карта местности, электрические фонари, сигнальные свистки, перевязочные средства и пара легких парусиновых носилок.
Разбившись на шесть групп, ранним утром боевики стали наступать на здание миасского вокзала. Второй отряд захватил зал 3-го класса, убив троих стражников.
Первый отряд взорвал пироксилином дверь почтовой комнаты - погиб стражник, находящийся внутри.
Третий отряд убил стражника - часового в канцелярии, начальника станции.
Шестой отряд захватил начальника станции с контролёром и принудил его открыть несгораемый сейф, в котором было около двух пудов золота и 60000 рублей.
Четвёртый отряд топором перерубил телеграфные провода, разбил телефоны, железнодорожную жезловую сигнализацию. На шум стали сбегаться охранники пакгаузов, но бандиты прицельным огнём убили их начальника, рассеяв остальных в ближайшем лесу.
После этого они захватили маневровый паровоз, погрузили добычу и уехали в сторону Златоуста. На станциях Тургояк и Сыростан разрушили телеграф. Не доезжая до Златоуста, сошли с добычей в лес, а паровоз направили в Миасс, где он начальником станции был направлен в тупик и разбился, столкнувшись со стоящими там двумя вагонами. Боевики долго скрывались от погони в горах, однако вскоре банда была арестована.
После проведённого расследования дело было передано в суд в сентябре 1909 года. Бандитам вменялось в вину следующее: принадлежность к тайному сообществу, ставившему своей целью насильственное, путем вооружённого восстания; свержение существующего строя; хранение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, агитационных материалов; вооруженное нападение и убийство представителей власти; повреждение государственного имущества и другое.
За всё это были приговорены к смертной казни и казнены миасские "эксы": Алексеев, Ермолаев, Козлов, Зенцов, Юрьев, Терентьев, Ефремов, Мясников, Калугин, Калинин. Остальные приговорены к длительным срокам каторжных работ.
В советское время их деяния были причислены к героическим подвигам, связанным с революционной деятельностью. Все материалы были засекречены.
…Куда же расходовались средства добытые "эксами"?..
"Деньги - рассказывали бывшие боевики, - передавались парторганам для издания газет, содержания боевых школ, для отсылки в центральные учреждения партии. В течение 1906-1907 годов, было отослано в областной комитет около 40 тысяч рублей, в ЦК партии - около 60 тысяч рублей".
Как писала в 2012 году региональная газета Сибири и Дальнего Востока "Искра", награбленные деньги тратились также на поездку делегатов на лондонский съезд, на содержание школы боевых инструкторов в Киеве, школы бомбистов во Львове, а также на держание границ (Финляндия и Западная Россия), для провоза литературы и провода боевиков, членов партии за границу.