Немногие знают, что пещера, расположенная на берегу реки Сим, имеет отношение и к Миассу: с 1983 года она примкнула к Ильменскому заповеднику, став его филиалом. Ещё менее известно, что дневники сторожа "Игнатьевки" хранятся в Миассе - у местных спелеологов.

Игнатиевская пещера - она же Игнатьевская, Игнатова, Дальняя, Серпиевская или Ямазы-Таш) - памятник природы и культуры мирового масштаба. Наскальные рисунки, обнаруженные археологом Владимиром Широковым, тысячелетиями сохранялись практически в первозданном виде благодаря особому микроклимату пещеры. Постоянная температура (и летом, и зимой в глубине пещеры, где и рисовали на стенах древние художники, около 4 градусов Цельсия), неизменная влажность и другие особенности среды донесли следы пребывания древних людей до нашего времени. Учёным удалось обнаружить в "Игнатьевке" изображения лошадей, мамонтов, носорогов, людей и различных символом, а также останки животных и орудия труда людей палеоцена. Исторический слой оказался столь мал, что следы древних костров и остатки предметов быта находились практически под ногами у посетителей.

К сегодняшнему дню доступность пещеры для туристов сыграла с ней злую шутку: не нужно быть профессионалом, чтобы заметить разницу между фотоснимками свежими - и десятилетней давности: изображения потускнели, на стенах появились современные надписи... Очевидно, что древний памятник культуры нуждается в защите и охране.

Ныне внутренние залы пещеры оберегает от визитёров металлическая решётка, а раньше забота об "Игнатиевке" лежала на плечах сторожа - Михаила Даниловича Зуева. Кем был этот человек? Что ему удавалось сделать для пещеры в одиночку? Был ли он счастлив, обитая на природе? Как закончил свои дни? Обо всём этом рассказывают его личные дневники, которые после смерти "Данилыча" забрали на память о нём миасские археологи. Выдержки из этих записей читайте в материале "Приснилось, будто прохожу через любую стену…".