Все профессии не только важны и нужны, но и, безусловно, интересны. Взгляд на деятельность того или иного специалиста со стороны далеко не всегда даёт реальное и полное представление о работе. Между тем, результаты труда абсолютно всех - от дворника до президента - и формируют, в конечном итоге, нашу с вами жизнь.

Чтобы каждый мог понимать, каково это - быть представителем различных профессий, агентство новостей и информации NewsMiass.ru открывает новую рубрику "Профессионалы". И первый гость нашей редакции - спасатель миасского поисково-спасательного отряда областной службы Дмитрий Головин. Как он пришёл в профессию, с какими сложностями сталкивается ежедневно и какие случаи запомнились на всю жизнь - читайте в нашем интервью.

- Что значит - быть спасателем?

- Спасатель - это не рыцарь без страха и упрёка, это обычный человек, который просто выбрал для себя такую работу.

- Как вы пришли в профессию спасателя? Когда и почему у вас возникло такое желание?

- В 2001 году прочитал в газете о том, что в Миассе формируется спасательный отряд. Статья была от гражданской обороны, поэтому пошёл сначала туда. Начальник - полковник Куприянов - сказал, что подбором занимается Ильдар Тагиров - сотрудник Центра детско-юношеского туризма. Несколькими годами раньше я работал в ЦДЮТ, поэтому узнал у Ильдара, когда и как будет проходить общение с руководством. Конкурс был довольно серьёзный, к счастью, я прошёл - помогло туристическое и альпинистское прошлое.

- Где вы обучались? Какие знания и навыки приобрели в учебном заведении? Насколько сильно отличается теоретическое обучение от практической работы?

- Нас обучал Марат Салимов - заместитель начальника златоустовского поисково-спасательного отряда. Привозил с собой инструмент, методические материалы, показывал, как работать с альпинистским и гидравлическим снаряжением, как действовать в различных ситуациях - первоначальное обучение было таким. Через несколько лет организовали Центр профессиональной подготовки спасателей, и все новые работники стали обучаться там.

Теория всегда сильно отличается от практики. Практика без теории неполна, теория без практики мертва - у нас именно так. Руководства пишут люди, которые, к сожалению, имеют только общее представление о реальной работе. Например, прибывая на ДТП, мы, по инструкции, должны перекрывать какие-то зоны, но по факту мы стараемся не перекрывать полностью дорожное полотно. Или, в теории, машину нужно стабилизировать, но если она уже лежит без колёс на днище - зачем её стабилизировать? И так далее. Очень много нюансов, о которых люди, которые составляли методички, скорее всего, не имеют представления.

- Сколько лет вы в профессии? Не возникало ли желание сменить работу и почему?

- С июля 2001 года. Ни разу не возникало такого желания - профессия очень интересная.

- Какие случаи в работе стали для вас самыми запоминающимися, значимыми, поворотными, интересными?

- Самые распространённые случаи - когда мы обеспечиваем доступ в квартиру. Допустим, человек не подаёт признаков жизни или не выходит на связь с родственниками - тогда вызывают нас. Бывает, что пожилые люди лежат по два-три дня с инсультом, либо спасать уже поздно, либо кого-то просто нет дома...

Но всё же основная задача нашей службы - поиск потерявшихся в лесу, подъём утонувших, выезд на ДТП и так далее. Никогда не знаешь, что сегодня случится, нужно быть готовым ко всему - и это очень интересно.

Мне запомнилась Наташа Кривая из села Меседа. 14-летняя девочка провела в лесу месяц - ушла собирать чернику и заблудилась. Она выжила. Искали её больше двух недель, но безуспешно. Как потом выяснилось, она бродила, по сути, между трёх холмов, потом вышла в заброшенную деревню, и местные рыбаки вывели её к людям. Девочка была сильно истощена - всё это время ела ягоды, сушила дождевых червей, однажды ящерицу поймала…

Довелось искать и самолёт на севере Свердловской области, который упал на День милиции. 12 человек, все - из высшего руководства ГИБДД - решили покататься на небольшом частном самолёте. Вылетели с аэродрома под Серовым, а на обратном пути пилот шёл на сверхнизкой высоте, "срубил" сосну и воткнулся в землю. Аппарат загорелся. Поиски начались только через день-два - дыма, на который можно ориентироваться, уже не было, а топлива в баке было на 500 километров - отсюда и огромный радиус поисков. Привлекли больше тысячи спасателей из трёх регионов…

По ходу поисков мы нашли другой самолёт и ещё вертолёт, которые пропали много лет назад, но наш объект так и не обнаружили. А нашли его через год местные охотники, которые испытывали в том районе самодельный вездеход. Сначала подумали, что видят мачту линии электропередач, потом поняли, что это каркас воткнувшегося в землю самолёта. А внутри - скелеты людей, обглоданные дикими животными…

Ещё мы тушили Таганай, когда чуть не сгорели так называемые "Болотные братцы". Тогда был засушливый год, и загорелось Киалимское болото, откуда берёт начало река. Местная служба не смогла сразу локализовать пожар, помощь вовремя не пришла, поэтому всё активно тлело, и пламя быстро распространялось. Мы фактически жили там больше двух недель, а закончилось тем, что участок просто опахали по периметру, и постепенно горение утихло. Потом пошли дожди, и всё прекратилось окончательно.

- Получаете ли вы удовлетворение, удовольствие от работы? Что вам кажется самым трудным, неприятным, непонятным?

- Непонятно бесчеловечное отношение к нам МЧС. В 2001 году ПСС была выведена из состава Министерства - таким образом снизилась финансовая нагрузка, но обеспечение спасательной службы легло на регионы. Мы больше не пользуемся льготами сотрудников МЧС и к ним не относимся, хотя выполняем те же функции. Непонятно, почему мы выполняем ту же работу, что и сотрудники МЧС, но отношение к нам другое? Я, например, уйду на пенсию в 65 лет - вы можете себе представить 65-летнего спасателя? Вопрос не решён до сих пор.

Говоря о самой работе - конечно, тяжелее всего, когда страдают дети.

- Есть ли в вашем коллективе традиции, совместные мероприятия, общие увлечения и какие они?

- 27 декабря мы собираемся всем отрядом на День спасателя. Подводим итоги года, общаемся семьями. Наш начальник - человек компанейский и дружелюбный. В феврале проводим День здоровья - обычно на "Газовой горке" ниже района "Комарово". По возможности берём снегоход - покатать детишек, натягиваем для них полосы препятствий, готовим плов в казане, шашлыки.

- Чувствуете ли вы, что профессия спасателя позволяет вам полностью "выразиться", приложить свои умения, воплотить ваши качества? Эта работа - только работа или дело для души?

- Да, мне как бывшему альпинисту и туристу работа очень нравится. Эта работа именно для души - в прямом смысле этого слова. Как сказал Конфуций - если ты найдёшь себе дело для души, тебе никогда не придётся работать.

- Чего бы вы пожелали, посоветовали, о чём бы предупредили, какое напутствие дали тем, кто планирует стать спасателем?

- Нужно заниматься физически. Сейчас физкультура, к сожалению, в упадке. Но развитый человек сохраняет здоровье на большую часть жизни, и в нашей работе эти данные пригодятся. У нас есть нормативы, ежегодные соревнования на кубок Николая Псюкалова - одного из основателей нашей службы. Физически преодолеть подобные препятствия очень сложно. Ну и, конечно, нужно быть романтиками.

Сейчас, кстати, у нас есть вакансия спасателя. Кандидатам требуется среднее специальное образование, служба в армии, водительское удостоверение категории "В", приветствуются спортивные разряды. Собеседование можно пройти в нашем отряде на улице Азовской, 19. Удивительное дело, но сейчас желающих очень мало, хотя вакансия открыта уже два месяца. Одна из причин - небольшая зарплата. График работы - сутки через трое, но стажёры работают пятидневку по восемь часов, и только после аттестации заступают на полноценное дежурство.