Учебный самолёт ДБ-3 потерпел крушение на склоне горы Шабаш близ Златоуста 12 августа 1944 года. Достоверно подтверждённой информации о том, какую задачу выполнял разбившийся на Таганае самолёт, принадлежавший 39 учебному полку, дислоцированному в Челябинске, пока нет. Предполагается, что это был обычный учебный вылет.

На борту находился экипаж из четырёх человек: командир - лейтенант Шубин, штурман - младший лейтенант Каюров, техник - сержант Рязанов и курсант Саттаров. Никто из них не выжил, однако во время поисковых работ, проведённых сразу после катастрофы, было найдено только тело командира. Остальные до сих пор числятся пропавшими без вести.

По информации, опубликованной в "Обобщённом банке данных о погибших и пропавших без вести в годы войны "Мемориал", 22-летний Анатолий Шубин был уроженцем города Ирбита Свердловской области, 20-летний Леонид Каюров - уроженец Москвы. Рязанову М.Н. и Саттарову Ф.Р. было по 19 лет.

По словам руководителя проекта "Таинственный Урал" Андрея Любушкина, разбившийся самолёт использовался в кампаниях на Халхин-Голе и в войне с Финляндией, а значит, к 1944-му году уже морально устарел. Такие самолёты обычно подлежали списанию в учебные полки, чтобы будущие пилоты оттачивали на них своё мастерство.

Что послужило причиной аварии, неизвестно. Возможно, "помогли" плохие погодные условия либо сыграла свою роковую роль изношенность видавшего виды летательного аппарата. Взрывом двигатель отбросило на камни восточного склона, небольшие фрагменты самолёта упали на скалы вершины, а основная часть корпуса рухнула на западный склон.

Краевед А.В. Козлова в статье "Роковые скалы Таганая" приводит воспоминания своей бабушки, которая летом, отправившись с дочерью на Малый Таганай за малиной, наткнулась на обломки разбившегося самолёта. Потом местные жители часть этих обломков растащили по домам для своих хозяйственных нужд.

Челябинские поисковики установили на месте трагедии скромный обелиск с именами погибших лётчиков.

Туристы и краеведы Урала наверняка слышали и о другой катастрофе, случившейся на Таганае спустя три года после первой.

В предновогоднюю ночь 1947 года самолёт-транспортник с грузом из абразивных кругов вылетел из Челябинска в Москву. На борту находились три военных лётчика и два офицера, Болдырев и Френкель: недавние выпускники военной академии, они ехали с Дальнего Востока в отпуск, причём Френкель спешил в Ленинград на собственную свадьбу.

Из-за низкой облачности и плотного снега с дождём экипаж потерял ориентацию. Самолёт, имея минимальный запас высоты, над скалами севернее Откликного прошёл благополучно, а на южной оконечности самого Откликного гребня (где высота скал на сотню метров больше) врезался в каменную стенку. Все люди погибли.

В интернете можно найти воспоминания очевидца давних событий Константина Андросенко. Отец его в те годы обслуживал ЛЭП-110 КВ "Златоуст-Карабаш" и жил вместе с семьёй на 12-м контрольном пункте у подножия Круглицы, а сам Константин был радистом-наблюдателем на метеостанции "Таганай-гора".

Вот что он рассказал:

"30 декабря 1947 года я возвращался домой, на 12-й контрольный, из района Двуглавой сопки. Туман в тот день был такой - в десяти шагах ничего толком не видно. Вдруг слышу сильный гул - вроде как самолёт летит, причём совсем низко. Я ещё подумал - как бы он в скалы не врезался. Но самолёт, похоже, эти скалы благополучно миновал и чуть дальше пролетел, потому что я гул чуть ли не рядом с собой услыхал, а я к тому времени уже к Откликному подходил. Потом гул оборвался и раздался сильный хлопок, вроде как большой сугроб снега сверху свалился. Не взрыв, а именно хлопок. Ну, думаю, похоже, авария случилась. А день уже к вечеру - конец декабря, темнеет-то быстро. Тут и снег повалил, тропу еле видать. И потеплело сильно. Добрался я кое-как домой. А мать рассказывает, что они с моим младшим братом возвращались из Златоуста по нижней тропе и тоже слышали гул низко летящего самолёта, который потом резко оборвался. На следующий день я с утра пошёл на Откликной - думаю, может, кто и уцелел. Долго бродил. И уж у самого южного склона наткнулся на трёх человек, все мёртвые. Один, крупный такой мужчина, навзничь на сугробе лежал. А недалеко от этого места на скале чёрный след, пятно большое, ровно как сажей всё закопчёно. В остальном, мало что видно было - всю ночь сильный снег шёл. Вернулся я быстренько домой, всё отцу рассказал. Где-то через неделю приехало из Челябинска человек пятнадцать лыжников и куча начальства - генерал-майор, два подполковника, майор и четверо человек из НКВД. Ну и говорят мне - будешь, Костя, нам помогать в поисках. Нашли мы четверых человек. Троих в одном месте, а четвёртого аж под трёхметровым слоем снега. Долго искали пятого (в самолёте-то, оказывается, пять человек летело), но так и не нашли. Всех погибших в Челябинск увезли, а мне наказали, чтобы весной, когда снег стает, поискал на месте катастрофы бортовой журнал".

Весной Константин Андросенко сумел отыскать бортжурнал. Тогда же нашлись и останки пятого погибшего. Им оказался молодой офицер Френкель, которого так и не дождалась невеста.

На этом повествование можно было бы закончить, но появилась информация о том, что в 1993 году в горах Таганая произошла ещё одна катастрофа - потерпел крушение вертолёт. Один из пилотов погиб, второй остался жив, был найден спасателями из Челябинска и после лечения продолжил полёты.

Прочитать другие интересные материалы об исторических событиях и выдающихся людях нашего города вы можете в разделе "История Миасса" на нашем сайте.