Ровно 70 лет назад, 8 мая 1949 года, в Берлине состоялось торжественное открытие памятника воинам Советской армии, погибшим смертью храбрых при штурме столицы фашистской Германии.

А знаете ли вы, что в 1980 году по приглашению общества "Знание" в Миасс приезжал Иван Одарченко, ставший в своё время живой моделью для Евгения Вучетича, создателя знаменитого памятника в Трептов-парке?.. Бывший фронтовик выступил перед рабочими и школьниками в дни подготовки к 35-летию Победы, ответил на их вопросы, после чего вместе с ними посмотрел фильм "Ветераны".

Об этом визите писала местная газета. Дополнительную информацию об Иване Одарченко удалось почерпнуть из письма полковника Вячеслава Погадаева, рассказавшего о своём отце, который после демобилизации жил и работал в Миассе. Иван Иванович Погадаев принимал участие в обороне и разгроме фашистов под Москвой, освобождал Калининскую область, Ржев и Вязьму, форсировал Вислу и Одер. Участвовал в Берлинской операции, штурмовал столицу третьего рейха, брал Бранденбург. Был контужен и трижды ранен. Получил 11 благодарностей от Верховного Главнокомандующего. После службы в центральной военной комендатуре Берлина Иван Иванович уехал в Миасс, где работал начальником военизированной охраны напилочного завода.

В письме Вячеслава есть интересный эпизод о создании мемориального комплекса советским воинам в Берлине, к которому имел отношение Иван Погадаев.

В 1946 году авторы проекта-победителя разработали грандиозный архитектурно-скульптурный ансамбль с 12-метровой статуей воина-освободителя. Скульптурные элементы по эскизам Евгения Вучетича делали 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов. Всего же, начиная с 1947 года, на возведении комплекса работали 1200 рабочих.

Иван Погадаев, принимавший участие в поисках места для архитектурного ансамбля, позже вспоминал: "Для образа воина-освободителя нужно было найти натурщика, живую модель. Летом 47-го года Евгений Вучетич приехал на стадион, где солдаты комендатуры готовились к Дню физкультурника. Он пристально всматривался в лица спортсменов и, наконец, сказал: "Это он!". Им оказался гвардии рядовой Иван Одарченко. Статен, силён, хорошо сложен, открытое русское лицо. Вучетич подозвал к себе Одарченко: "Хочу лепить с вас воина-освободителя. Согласны?". В тот же день рядового Одарченко на полгода откомандировали в распоряжение скульптора. 12-метровый 70-тонный памятник был отлит на Ленинградском литейном заводе и весной 1949 года водным путём доставлен в Германию".

"В феврале 1980 года я приехал в отпуск в Миасс, - читаем в письме Вячеслава, - и встретился там с Иваном Одарченко, гостившим у моего отца. Хорошо запомнил его слова о том, что Евгений Вучетич неодобрительно относился к утверждению, что памятник создан на каком-то единичном эпизоде войны. Наоборот, он всегда подчёркивал, что это обобщённый образ воина, победившего фашизм".

После того, как памятник установили в Трептов-парке, Одарченко несколько раз стоял в карауле возле него. Говорят, несколько раз к нему подходили люди, удивленные сходством, но рядовой не признался в том, что это сходство совсем не случайно.

Интересно, что прототипом для скульптора стал сержант Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина.

По свидетельству историков, 30 апреля 1945 года участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Николай Масалов во время боя услышал детский крик. Обнаружив в полуразрушенном здании трёхлетнюю девочку, прикрывая её своим телом, боец под пулями вынес малышку в безопасное место. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже удалось подтвердить это официально.

Этот факт был подтверждён документально, хотя очевидцы утверждали, что во время освобождения Берлина таких случаев было несколько десятков. Когда попытались найти ту самую девочку, откликнулось около сотни немецких семей. Документально было подтверждено спасение советскими солдатами около 45 немецких детей.

Прочитать другие интересные материалы об исторических событиях нашего города вы можете в разделе "История Миасса" на нашем сайте.