В конце января 2018 года группа альпинистов-любителей из Миасса - Евгений Степовик, Каиржан Тургумбаев и Станислав Третьяков - взошли на самую высокую гору западного полушария. До этого в разное время они побывали на вершинах Эльбрус, Килиманджаро, Монблан и Кинабалу.
Планы по восхождению на Аконкагуа зародились у участников экспедиции ещё в 2016 году, но реализовать их удалось лишь сейчас. Было принято решение не обращаться к туристическим компаниям, не прибегать к услугам гидов и высокогорных носильщиков, которых принято называть шерпами, а осуществить восхождение самостоятельно, в автономном режиме. Был выбран альпийский стиль восхождения - с минимальной акклиматизацией, всего лишь за 7 дней с одним резервным на случай непогоды.
Для справки: обычно подъём занимает 17 - 20 дней - по классической технике, с учётом адаптационного периода в высокогорных лагерях. К этому нужно приплюсовать время на перелёт, на закупку продуктов и получение разрешения на подъём (так называемого пермита). В общей сложности восхождение иногда занимает до месяца.
Как рассказал нашей редакции один из участников Евгений Степовик, резервный день очень пригодился. "Несмотря на то, что в это время в Южном полушарии лето, внезапно пришедший тихоокеанский циклон внёс существенные коррективы в план восхождения. На третий день поднялся сильный ветер, начался снегопад, появились снежные перемёты, обледенение. Вскоре ветер приобрёл характер шквалистого. Палатки приходилось ставить в суровых условиях, порой рукавицы было снять невозможно - мгновенно замерзали руки. Резкий перепад температур от плюс 15 днём до минус 30 ночью был причиной того, что большое количество оборудования и одежды приходилось нести с собой практически до самого штурмового лагеря. С учётом того, что угол подъёма порой достигал 70 градусов, шли в "кошках", траверсами. Во время одного из ночлегов ураганным ветром сорвало и повалило одну из палаток и нам пришлось укрываться от ветра в одной палатке, спинами удерживая её стены от шквального ветра", - рассказал Евгений Анатольевич.
Несмотря на хорошую физическую форму и подготовку к восхождению, усталость и горная болезнь, возникшая вследствие быстрого набора высоты, не позволили команде вместе дойти до штурмового лагеря. Было принято решение сделать заброску вещей и осуществить штурм вершины двумя группами. Сначала Станислав Третьяков устанавливает палатку на высоте 6000 метров и уходит на штурм, после чего Евгений Степовик и Каиржан Тургумбаев доходят с вещами до лагеря и на следующий день штурмуют вершину. Спуск в базовый лагерь предполагали осуществить вместе. Однако планам не удалось реализоваться в полном объёме.
В ночь на 19 января Станислав Третьяков вышел на штурм вершины и в полдень флаг Миасса реял над американским континентом. Однако внезапно, практически в течение часа-двух, погода резко ухудшилась, низкая облачность и густой туман затянули вершину и окрестности. В результате тропа, по которой планировался спуск, была потеряна.
"Мы, как было условлено ранее, поднимались в штурмовой лагерь, чтобы затем взойти на вершину. Однако в назначенное время встреча не состоялась. Станислав в лагерь не вернулся. Погода продолжала ухудшаться. Те, кто уже возвращался с вершины, были очень уставшие, некоторые с обморожениями, практически у всех кончилась или замёрзла вода. Мы старались максимально помочь людям, топили снег и лёд, наливали горячий чай тем, кто возвращался в лагерь. Когда поняли, что время уходит, а нашего товарища всё ещё нет, приняли решение разделиться и выйти на поиски", - рассказывает Каиржан Тургумбаев.
Уже ближе к вечеру на высоте около 6400 метров Евгений Степовик нашёл группу англичан, с которыми с вершины спускался Станислав Третьяков. Как выяснилось позже, из-за тумана альпинисты потеряли тропу и ушли далеко в сторону от штурмового лагеря. Навигационные приборы не работали из-за сильной облачности. Вода закончилась ещё днём.
"Встреча с нашими ребятами была просто спасением. Одному из англичан, с которыми я шёл, было реально плохо из-за "горняшки". Воды у нас уже не было. Приходилось жевать снег. Но от него больше замерзаешь, чем пьёшь. Представляете, вдруг откуда-то из тумана появляется Евгений Степовик с полным термосом горячего чая. Радость от встречи была такая бурная и искренняя! Только тогда пришло понимание, что наконец-то мы выйдем к лагерю. На равнине такого не понимаешь, не чувствуешь. В горах всё по-другому. И кружка горячего чая из рук друга - драгоценность, - рассказал Станислав Третьяков. - Штурм вершины дался очень тяжело. Хотелось просто лечь и спать. Но Евгений и Каиржан убедили (чтобы не сказать заставили) меня спуститься вниз на высоту 5600 метров, чтобы организм лучше восстановился. Установили мою палатку между пунктом рейнджеров и палаткой альпинистов из Восточной Европы, немного понимающих русский язык - на случай, если потребуется помощь. Из-за этого план второй группы по восхождению пришлось отменить. Ребята приняли решение спускаться вечером в базовый лагерь. Только утром ко мне пришло понимание, как сильно они рисковали. Уходили они вниз, когда солнце уже садилось. Ночью в горах без палатки и спальников выжить нереально. Когда на следующий день я спускался в базовый лагерь, думал только об одном - лишь бы ребята дошли".
"А мы "рванули" вниз. На высоте 4900 метров в 21:00 зашло солнце. Нам не хватило минут 30, чтобы вернуться в лагерь засветло. В кромешной тьме опять начал подниматься туман. Видимость была 5-10 метров. Шли с налобными фонарями, осторожно. Несколько раз обнаруживали трещины и обрывы. Только к полуночи попали в базовый лагерь. Было очевидно, что от дальнейшего штурма вершины разумнее будет отказаться. Флаг Миасса на вершине Аконкагуа побывал, Евгений поднялся на высоту 6400 метров, я - на 6300. Синоптики однозначно говорили, что в ближайшие четыре-пять дней приемлемых погодных условий для восхождения не будет. При штормовом ветре и снегопаде риск не дойти до вершины или потеряться на спуске возрастает многократно и становится неоправданным. Уже в базовом лагере встретили ребят из Владивостока, которые поднимались, пройдя стандартную акклиматизацию 17 дней, но ни один из них не сумел преодолеть высоту больше, чем мы", - рассказал Каиржан Валиханович.
Так слаженная командная работа и взаимовыручка позволили осуществить мечту - поднять флаг Миасса над самой высокой горой западного полушария. Впереди - новые вершины и новые маршруты. Пожелаем удачи!
Для справки:
Аконкагуа (исп. Aconcagua) - высочайшая вершина в Андах, расположена на территории аргентинской провинции Мендоса в 15 км от границы с Чили. Её высота составляет 6962 метра над уровнем моря. Высочайшая вершина в мире за пределами Азии, она также является высочайшей вершиной Аргентины, Южной Америки, западного и южного полушарий. Аконкагуа входит в список "Семь вершин", её неофициальное название - "Колосс Америки" (исп. Coloso de América).