Лауреат Государственной премии, народный депутат СССР, заслуженный работник промышленности СССР, почетный гражданин Миасса - всё это о нём, о Юрии Ивановиче Горожанинове, чей день рождения впору отмечать как праздник тем, кому довелось работать с ним или под его началом.
Родился Юрий Иванович 23 марта 1942 года в городе Чердынь Пермской области. В 18 лет начал свою трудовую деятельность токарем на Лысьвинском металлургическом заводе. Получив в 1969 году диплом Пермского политехнического института, устроился работать заместителем главного технолога и главным металлургом на завод "Автозапчасть" в городе Рославль Смоленской области. Карьеру продолжила работа заместителем главного металлурга и директором агрегатного завода в производственном объединении "КамАЗ". С 1988 по 1999 годы его жизнь была связана с Уральским автомобильным заводом, где он трудился сначала в роли генерального директора, а с 1994 стал президентом-генеральным директором ОАО "УралАЗ".
Вклад Юрия Ивановича в техническое перевооружение завода и укрепление его коллектива трудно переоценить. В кратчайшие сроки предприятие под его грамотным руководством вырвалось из числа отстающих - в лидеры. Юрий Горожанинов принимал личное участие в формировании технической политики в области создания большегрузных дизельных автомобилей семейства "Урал", с особым вниманием относился к вопросам модернизации выпускаемой автомобильной техники и созданию новых моделей. Не будет преувеличением сказать, что одним из передовых в отечественном автопроме предприятие стало именно благодаря руководству Юрия Горожанинова. При нём было наложено производство лесовозов грузоподъемностью 15 тонн и автомобилей "Урал-Ивеко", способных увезти 18 тонн. Не меньшее внимание Юрий Горожанинов уделял и развитию внешних экономических связей, поиску форм сотрудничества с иностранными фирмами, расширению географии поставок продукции.
Всех заслуг юбиляра - просто не счесть. Он удостоился ордена Знак Почёта в 1977 году, дважды, в 1981 году и в 1985, получал высокую награду - Орден Трудового Красного Знамени. В 1989 году он стал народным депутатом, в 1991 - получил звание заслуженного работника промышленности, в 1993 - стал почётным гражданином Миасса и получил орден Дружбы народов, в 1995 - академиком Российской академии проблем качества и профессором ЮУрГУ, в 1998 - Лауреатом Государственной премии. Коллекцию орденов и медалей дополняет ряд авторских свидетельств на изобретения и множество печатных работ.
Те, кому посчастливилось быть сотрудником Юрия Горожанинова, и те, кто трудился на автозаводе во времена его работы, несомненно помнят первое ралли "Париж-Пекин". Именно ему принадлежала идея проекта, в рамках которого "Уралы" начали свой путь с берегов реки Сены и отправились покорять столицу Китая и его дороги.
Каждый день этот необыкновенный человек работал с утра до девяти-десяти вечера, и половину рабочего дня - по субботам. Каждую неделю он добросовество совершал обходы производств, проводил встречи с коллективами, где вёл прямой диалог с рабочими и ИТР.
Разумеется, не громкие звания интересовали генерального директора предприятия. Основной целью работы генерального директора, конечно, была прибыль. Бывшие сотрудники наглядно видели, что деньги эти шли в дело, и только в дело - на техперевооружение, строительство жилья, на приобретение дефицитных товаров для заводчан, на те же праздники… Возможно, если бы не он, то и микрорайон Комарово сейчас выглядел бы совсем по-другому, если бы вообще существовал.
Каждый, кому довелось поработать в команде этого удивительного человека, может бесконечно рассказывать о тех временах, расцвечивая общую картину своими подробностями. И все без исключения, несомненно, скажут, что благодарны судьбе за это знакомство, а самому Юрию Ивановичу - за то, что научил не просто "отбыть время", а во всём, что бы не брался, стремиться быть первым и лучшим.