Вчера, 28 сентября 2016 года, прошла пресс-конференция с разоблачениями, которую теперь уже бывший глава депутатской бюджетной комиссии Валерий Фролов пообещал в минувшую пятницу - после того, как коллеги по городскому парламенту лишили его полномочий на 14-й сессии Собрания Миасского городского округа. Резонный вопрос интересовал многих: а если бы портфель председателя комиссии остался при Валерии Борисовиче, то разоблачения бы не состоялись и горожане так и не узнали правды?..

Интерес к встрече был значительным - кроме представителей городских СМИ в зале присутствовали сотрудники аппарата Собрания и городской администрации, депутаты, представители общественности.

Правда, это была скорее пресс-конференция заместителя главы по экономическим вопросам главы округа Ирины Серко. Экс-председатель депутатской бюджетной комиссии Валерий Фролов выступал в качестве модератора, давая слово тому или иному из присутствующих. Или, по собственному усмотрению, отказывая в этом праве.

Итак, обещанный сенсационный брифинг состоялся. Однако самой главной сенсацией стали не столько прозвучавшие цифры, сколько их изложение. Но об этом - позже.

Ирина Серко неоднократно подчеркнула в начале встречи: "Cмысл пресс-конференции не в обнародовании "жареных" фактов, а в оглашении предварительных итогов анализа работы муниципального сектора городского хозяйства, в том числе - результатов проведённых проверок". Оценку деятельности определённых лиц должны дать правоохранительные органы. Складывалось впечатление, словно Ирина Серко пыталась убедить в этом прежде всего себя, а уже затем - присутствующих.

Каждая фраза Серко звучала как тревожный набат, вызывая соответствующую, не всегда - запланированную реакцию у зрителей: "Было пять проверок - результаты повергли проверяющих в изумление", "Выявили нарушений на один миллиард 282 миллиона, то есть на полтора годовых бюджета собственных доходов города", "116 объектов незавершённого строительства на общую сумму в 163 миллиона рублей", "средства затрачены - объектов нет". "64 объекта на сумму 365 миллионов эксплуатируются без разрешения на ввод". Отдельно была затронута тема "33 автомобилей, пропавших в 2011 году".

По словам Ирины Серко, в минувшие годы муниципальные предприятия создавались под конкретных людей, чтобы уйти от конкурсных процедур. И вообще в городе была создана система, которая подготовила благоприятнейшую почву для различных злоупотреблений. Валерий Фролов резюмировал по-своему: "Чётко организованный бардак".

Не остались, конечно, в стороне приглашённые общественники. Борис Мелёхин, по традиции, поднял тему создания межмуниципального полигона твёрдых бытовых отходов, ввоза на Васильевскую свалку "карабашского песка". Общественность была, пожалуй, права, сказала Ирина Серко, когда возмущалась, а за расходованием средств явно не было никакого контроля. Мелёхин: "Да растащили деньги", - и упомянул некую родственную связь между заказчиком и исполнителем работ.

Ещё 124 миллиона ущерба экономике города, по словам Ирины Серко, нанесла реконструкция Предзаводской площади. "Нет такого объекта, это нецелевое расходование бюджетных средств".

Итог последних лет, по словам Ирины Серко, таков: ни один проект не увенчался экономическим успехом.

Своим видением городских проблем подробно поделились известные общественники Борис Мелёхин и Валентина Комкова, депутат городского Собрания Елена Безденежных, которая подчеркнула: "нужно исключить не случаи, а людей". На что Ирина Серко ответила: "Процесс очищения идёт", при этом подчеркнув: "Я фамилий не называю".

Из всех руководителей округа, работавших в последние пять лет в городе, на встрече присутствовал только Станислав Третьяков. Он предложил для объективности картины сразу же дать разъяснения по информации, касающейся периода его работы в администрации. Причём спросил прямо, не побоятся ли организаторы этого мероприятия предоставить ему слово, на что Валерий Фролов позволил задать лишь один вопрос. Станислав Третьяков всё же задал ещё один резонный вопрос: почему на эту пресс-конференцию не приглашён Игорь Войнов? Он руководил округом пять лет, имеет колоссальный опыт и знания, поэтому смог бы чётко ответить и дать разъяснения по всем озвученным вопросам. Внятного ответа от организаторов брифинга не последовало.

В целом вопросов было задано не так много, как можно было ожидать, - мероприятие прошло скорее в стиле монолога и выступлений, заранее согласованных с организаторами.

Корреспондент агентства новостей "NewsMiass.ru" попросил Станислава Третьякова прокомментировать прозвучавшие на брифинге Фролова и Серко цифры и факты.

- Шёл на эту пресс-конференцию, чтобы услышать какие-либо замечания к моей работе. Всегда очень интересно понять, где мы недоработали, какие были упущения. По факту увидел шоу, где Фролов и Серко бросались громкими цифрами и фразами, угрозами и ссылками на правоохранительные органы. Ничего нового озвучено не было. Вся эта информация есть на сайте Областной контрольно-счётной палаты. Но форма подачи меня удивила: взяты обычные результаты проверок и подаются как нечто криминальное. Для людей, мало знакомых с муниципальной службой, это действительно может звучать как тревожные факты. Но любой здравомыслящий человек понимает, что есть нарушения серьёзные, которые привели к ущербу для бюджета, а есть бухгалтерские недочёты: несвоевременно подан отчёт, не вовремя внесены данные в реестр и так далее.

Я напрямую задал вопрос: сколько из выявленных на 1,2 миллиарда рублей - реальный ущерб бюджету от действий или бездействия сотрудников администрации в период с 2010 по 2015 год. Фролов не смог внятно ответить на этот вопрос, сославшись, что это - компетенция правоохранительных органов. Это говорит о том, что он либо лукавит и как такового ущерба нет, либо он ничего не понимает в экономической и бюджетной сферах. Тогда мне становится понятным решение депутатов о лишении его права занимать пост руководителя профильной комиссии.

Несколько пояснений, которые я планировал дать на прошедшей встрече и в которых мне отказали. У меня сложилось стойкое ощущение, что у организаторов шоу не было желания разобраться в ситуации, а прослеживалось явное стремление устроить "охоту на ведьм":

1,2 миллиарда рублей так называемых нарушений - это, прежде всего, объекты муниципальной собственности, на которые много лет не оформлены должным образом документы. Например, та же самая Предзаводская площадь. Работы по реконструкции, стоимостью 124 миллиона рублей, были выполнены, но документы, подтверждающие право собственности на эту территорию, у города не оформлены до сих пор. Все понимают, что это городская земля, но по закону: нет свидетельства о праве собственности - значит, права не подтверждены. Однако от того, что нет "зелёнки", Предзаводская площадь менее важной для жителей города не станет, движение по ней постоянное, значит, и ремонт её делать тоже надо. Спасибо Евгению Степовику, что он сумел получить финансирование из области и сделать реконструкцию объекта. Вспомните, как раньше было неудобно проезжать через Предзаводскую площадь.

А "пропавшие в 2011 году 33 автомобиля"? В 2013 году, когда я пришёл на должность главы администрации, мы разбирались с этими "пропавшими" машинами. Это оказались списанные, разбитые и разобранные старые городские автобусы. Ещё в первую бытность Фролова депутатом (2005-2010 годы) корпуса этих автобусов оказались фактически выброшенными на одну из городских площадок, после чего их просто сдали в металлолом. Валерий Борисович наверняка об этом знал, однако подал как очередной "жареный факт".

Интересная ситуация вокруг Васильевской свалки: руководством региона было принято решение о проектировании полигона, деньги выделили из бюджета области. Проектные работы начались, но те самые общественники в лице Мелёхина и Безднежных сделали всё, чтобы Васильевская свалка не стала межмуниципальным полигоном. А теперь они кричат о том, что "растащили деньги". Полный абсурд: сами же были против полигона, а теперь сетуют на то, что его не построили.

Про МУПы и МАУ - вообще отдельная песня. Множество этих предприятий было создано Александром Любимовым в 2010 году. Цель создания, как мы понимаем, - завести челябинский бизнес в Миасс. Когда Любимов покинул наш город - МУПы и МАУ после него остались. Мы на протяжении нескольких лет ликвидировали и реорганизовывали часть этих брошенных МУПов. Но за некоторыми из них числились многомиллионные задолженности, гасить которые из бюджета я считал - и сейчас считаю - нецелесообразным.

Отдельной строкой организаторы пресс-конференции прошлись по продаже земельных участков. Надеюсь, что жители помнят мою однозначную позицию, которую я никогда не скрывал, по изъятию у риелторов земли и проведению открытых аукционов. Посредники получали землю бесплатно или за копейки, а потом перепродавали за миллионы. Мы это прекратили. Многие меня за это ругали, много врагов я себе на этом нажил. А аукционы, которые мы начали проводить, всегда были честные, открытые, все желающие могли принять в них участие, все средства шли в бюджет. И это - факты. Множество проверок надзорных органов это подтвердили.

Видимо, разбираться в проблемах не входило в планы, задача была иная - очернить предыдущих руководителей города, чтобы на этом фоне самим выглядеть немного лучше. Это обычная практика слабых политиков и неумелых хозяйственников. На мой взгляд, весь этот спектакль, организованный дуэтом Фролов-Серко, нужен был для того, чтобы отвлечь внимание жителей от городских проблем, показать, как трудно приходится нынешней администрации, получившей такое тяжёлое наследство. На самом деле причина городских проблем не в наследстве, а в неумении организовать работу. Плохие танцоры, если кратко…

Эта пресс-конференция, на мой взгляд, - попытка дешёвого самопиара на несуществующих разоблачениях. Наверное, поэтому депутаты неделю назад приняли решение снять полномочия председателя бюджетной комиссии с неудачливого коллеги, который за год работы так и не смог предложить чёткую стратегию развития Миасского городского округа, увязнув в скандалах, интригах, расследованиях".

Мы попросили руководителя контрольно-счётной палаты Миасского городского округа Татьяну Рыжикову прокомментировать представленные на пресс-конференции цифры и факты: "Нет никакого секрета в части результатов проведённого контрольного мероприятия. Весь отчёт аудитора и представление о результатах в свободном доступе размещены на сайте Контрольно-счётной палаты Челябинской области. В ходе любой проверки аудитор делает выводы о выявленных нарушениях и недостатках. Да, нарушения установлены, да, их надо исправлять. Большая часть нарушений была установлена в бухгалтерском учёте - свыше 714 миллиона рублей, в ходе проверки были устранены нарушения на общую сумму 334,1 миллиона рублей. Что касается 64 объектов капитального строительства на сумму 365,3 миллиона рублей, которые эксплуатируются без оформления разрешения на ввод - в нарушение Градостроительного кодекса РФ, - разработан план мероприятий для получения разрешения на ввод данных объектов капитального строительства с ежеквартальным информированием Контрольно-счётной палаты Челябинской области о ходе их исполнения. Как один из примеров: если газовая труба построена, газ по ней идет жителям, а документы на неё не оформлены (потому что строили неизвестно когда или какое-то предприятие передало её в город без надлежащего оформления и т. д.) - это рабочий момент, требующий устранения. Надо чётко понимать, что такое нарушения, которые за собой повлекли негативные последствия для бюджета, и что такое учётно-отчётные бухгалтерские нарушения, которые имеют место быть при проведении контрольных мероприятий".

Похоже, что обещанная - теперь уже рядовым депутатом - Валерием Фроловым сенсация в итоге оказалась неким мыльным пузырем, элементарной попыткой самопиара. После вчерашней пресс-конференции складывается впечатление, что депутаты неделю назад приняли вполне обоснованное решение снять с коллеги полномочия председателя комиссии по вопросам экономической и бюджетной политики.