Обсуждение состояния дорог в нашем городе началось ещё в апреле текущего года. И за прошедшее время эта тема уже, честно говоря, порядком надоела читателям. Чтобы подвести определённую черту, мы решили провести своё журналистское расследование и выдать сухую обобщённую информацию. А сделать выводы и даже проголосовать мы предлагаем вам, уважаемые читатели. Но прежде всего надо дать чёткое определение, что такое авантюра, афера и коррупционная схема. Обратимся к словарю Ожегова.
Авантюра (фр. aventure) - рискованное и сомнительное дело, предпринятое в надежде на случайный успех.
Афера - недобросовестное, мошенническое предприятие, дело, действие.
Коррупция - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами.
В связи с большим объёмом собранной нами информации для вашего удобства мы решили разбить материал на две части. Сегодня предлагаем вашему вниманию часть первую - "Срезка асфальта. Аукцион. Асфальтирование". Завтра - часть вторую: "Контроль. Оплата".
Срезка асфальта
Вроде бы хорошее дело было задумано в апреле этого года - подготовить дороги к предстоящему асфальтированию. Только взялись за это слишком рьяно и очень рано. Никто пока точно не знал, когда будет проводиться асфальтирование. В результате за четыре месяца, прошедшие между срезкой и укладкой асфальта, в дорогах образовались ещё более глубокие ямы, чем были. Они доставили много неприятностей миасским автомобилистам. К тому же, по мнению дорожников, ремонтировать эти ямы оказалось гораздо сложнее и затратнее, чем укладывать асфальт по свежей срезке.
Одной из причин столь ранней срезки организаторы называли дефицит специальной техники - дорожной фрезы. Однако в течение лета она неоднократно появлялась в Миассе и буквально в конце августа проводила очередные работы на улице Молодёжной и на Тургоякском шоссе.
Интересно, что площадь срезки, как потом выяснилось, во многих местах превысила объёмы последующего асфальтирования. Это бросается в глаза на проспекте Макеева, в районе выезда из города.
Складывается впечатление, что главная задача была - срезать максимально много асфальта, получить максимум срезки, что и было сделано.
По информации от жителей города, контроль за работами и распределением срезки проводили почему-то не сотрудники муниципалитета, отвечающие перед законом за сохранность и целевое использование муниципального имущества (срезка является таковой), а частное лицо - Владимир Мурашкин.
И сразу же в интернете появились объявления о продаже срезки, которые - после громкого общественного резонанса - быстро убрали.
Кто и на каких условиях уполномочил ранее судимого гражданина Мурашкина контролировать и распределять городское имущество - остаётся загадкой. Хотя любой здравомыслящий человек поймёт, что без одобрения руководства муниципалитета подобная схема работать не может.
Каким образом, у нас складывается впечатление об авантюре с элементами коррупционной схемы.
Аукцион
Одним из самых интересных моментов во всей этой истории был выбор подрядчика. Напомним: аукцион неоднократно переносился ввиду того, что выявлялись нарушения, поступали жалобы на излишне жёсткие и ограничивающие конкуренцию условия, выставленные администрацией. Например, сроком оплаты работы первоначально чиновники муниципалитета называли аж первый квартал 2017(!) года. Понято, что редко предприниматели рискуют выполнять работы с их оплатой почти через год. Кстати сказать, с выигравшим этот аукцион подрядчиком - "ЯКК" - администрация МГО рассчиталась, не дожидаясь даже результатов лабораторного исследования асфальта, буквально через несколько дней после подписания актов выполненных работ. И это при том, что согласно контракту срок оплаты работ - до 31 декабря 2016 года.
Зачем надо было отпугивать остальных участников рынка расчётами в первом квартале 2017 года, если деньги отдали практически через неделю после сдачи работ? Наверно, для того, чтобы отбить желание у иных (нелояльных) предприятий, которые могли бы принять участие в аукционе, снизить цену и сэкономить муниципалитету средства. Видимо, нужен был конкретный подрядчик.
Кроме того, сроки выполнения работ первоначально тоже были излишне жёсткими - 10 дней. После очередной жалобы администрация внесла правки, увеличив срок до 15 дней. Кстати сказать, выбранный администрацией подрядчик не уложился и в эти 15 дней - и это при хорошей погоде.
Наверно, именно по причине столь жёстких условий, выдвинутых администрацией Миасса, в аукционе приняло участие всего лишь два предприятия. Торги за контракт стоимостью в 27 миллионов рублей прошли всего за 11 (!) минут, без существенного понижения цены. Значимой экономии средств город в ходе таких торгов не получил. Несмотря на то, что более низкую цену предложил второй участник - "Реалдорстрой", как и предполагали многие, победа досталась ТПК "ЯКК", которое уже работало в нашем городе в бытность мэром Виктора Ардабьевского.
Для размышления: тогда, в 2013 году, администрация Миасса заплатила "ЯКК" больше денег, чем ими было выполнено работ. После ареста Ардабьевского, в ходе проверки, проведённой Контрольно-счётной палатой, эти факты были выявлены. Новый глава администрации Станислав Третьяков стал требовать от "ЯКК" выполнения работ на излишне оплаченную сумму. Подрядчики согласились и даже начали отсыпку, для последующего асфальтирования, двора по переулку Физкультурников, 12. Однако после ухода Третьякова с поста главы вопрос остался открытым и до сих пор эти работы так никто и не выполнил.
Несмотря на неоднозначную репутацию ТПК "ЯКК" контракт на дорожные работы стоимостью 26 790 402 рубля получило именно это предприятие.
При взгляде на все это складывается впечатление о коррупционной схеме и так называемом заточенном аукционе.
Асфальтирование
С одной стороны, можно понять администрацию Миасса, которая в условиях дефицита денежных средств пыталась заасфальтировать как можно больше дорог. Однако любой здравомыслящий человек понимает, что "размазав" асфальт тонким слоем по дороге, невозможно получить надёжное долговечное покрытие.
Таким образом, пустив пыль в глаза и отчитавшись за 7,5 километра отремонтированных дорог, в городе заложили "дорожную мину". Высока вероятность, что в течение ближайшего года часть этого асфальтового покрытия просто сойдёт. Может быть - со снегом, а может, и раньше. Как требовать исполнения гарантийных обязательств от этого подрядчика - мы писали выше.
Качество работ по асфальтированию вызвало много нареканий у жителей города. Независимое голосование в группе "Свободный Миасс", в котором приняло участие несколько тысяч горожан, поставило среднюю оценку 3,03 по пятибалльной шкале. Причём с разбегом от 2,76 (ул. Академика Павлова) до 3,39 (ул. 8 Марта).
Больше всего нареканий в социальных сетях было по поводу примыкания нового асфальта, неровности покрытия, плохой организации уклона и функционирования ливнёвок.
У нас складывается впечатление об авантюре и отсутствии должного контроля со стороны муниципальных чиновников.
Но самое интересное во всей этой дорожной эпопее - Контроль и Оплата работ. Кто и как контролировал работы, как всё тихо и даже по-семейному было обставлено, как подрядчик получил многомиллионные суммы, не дожидаясь экспертизы, - читайте завтра.