В далёком XIX веке центральная улица южной части Миасса (сейчас площадь Труда) носила название Церковной из-за того, что на ней была построена первая каменная церковь города. Храм носил название Петропавловского, так как был построен во имя святых Петра и Павла. Строительство началось в 1808 году, а достроен и освящён храм был в 1815 году. Церковь стала духовным и культурным центром города, при ней работала первая церковно-приходская школа и библиотека духовной литературы. Историческая справка говорит о том, что вокруг храма стояла ограда, и по существующей традиции в пределах её территории производили захоронения священнослужителей и почётных жителей города.
Агентству новостей "NewsMiass.ru" стало известно об уникальной, по словам историков, находке, которая была сделана на задворках восстанавливаемого клуба имени Силкина в старой части города. Место это расположено неподалёку от площади, где ранее стоял храм Петра и Павла.
Тракторист, занимавшийся расчисткой прилегающей территории, под небольшим слоем земли, в завалах мусора обнаружил каменные обломки с надписями "...прихожане Петропавловского храма" и вазоны, которые могли служить наружным украшением церкви, могильные плиты с выбитыми фамилиями. По словам депутата и владелицы здания клуба Елены Семёновой, она сразу же поняла, что эта находка имеет прямое отношение к стоявшему здесь ранее храму и, вероятно, представляет опредёлённый исторический интерес.
Необходимая консультация с экспертами в этом вопросе была получена у директора миасского краеведческого музея Аллы Павловны Овчинниковой. Она подтвердила уникальность найденных артефактов и рассказала об исследованиях, которые были проведены в отношении предполагаемых надгробий. Археологи музея с помощью специальных технологий произвели первичную расшифровку надписей на них и сделали предварительные выводы об истории происхождения памятников. Надгробия, конечно, повреждены временем, а надписи были, скорее всего, сбиты: в 1936 году церковь и прилегающий погост были разрушены. Могильные плиты с надгробиями, вероятнее всего, были перевезены и брошены за ненадобностью. А может быть - подобраны и сохранены верующими, желавшими сберечь эти церковные памятники.
По словам специалистов городского краеведческого музея, надписи на камнях плохо читаются, но, зная важнейших церковных деятелей тех времен, им удалось расшифровать и определить, чьи фамилии выбиты на надгробиях. Это Малышев, Максимов, Андреев, Щелконогов.
Александр Малышев - настоятель Петропавловского храма из династии священников; поскольку имя не читается, то непонятно, кому было поставлено это надгробие. В роду Максимовых также имелось несколько священнослужителей Петропавловской церкви. Фамилия Андреев принадлежит священнослужителю Верхнеувельского прихода. Он был родственником семьи миасских священников Аманацких. Известно, что умер он в Миассе. И, видимо, был захоронен в ограде храма как человек, имеющий священный сан, и как родственник местных священнослужителей. Некоторые вопросы у экспертов-историков возникли с фамилией Щелконогов, ведь в церковно-приходской летописи города о нём нет никаких упоминаний, и среди священнослужителей фамилия тоже не встречается. Есть мнение, что он был почётным гражданином либо благотворителем, то есть достаточно значимой в истории города личностью.
Планируется, что эти исторические и церковные памятники будут размещены в заложенном совсем недавно саду около бывшего дома купца Смирнова. Работы по восстановлению исторических зданий в южной части города будут продолжаться. И не исключено, что это не последняя значимая находка в Миассе.
Александра Светлова