У россиян могут возникнуть проблемы с использованием платёжных пластиковых карт после 1 апреля. Клиенты некоторых банков, не исключено, столкнутся с тем, что платёж не пройдёт или произойдёт двойное списание денег со счёта. Дело в том, что международная платёжная система Visa не успевает до 31 марта полностью перевести обработку информации по операциям с пластиковыми картами на территорию России, как того требует законодательство. К нововведениям не полностью готовы и некоторые российские банки. Правда, представители платёжных систем и кредитных организаций заявляют, что практически никаких проблем у держателей "пластика" не будет. Однако эксперты "Российской Газеты" советуют россиянам всё-таки иметь на руках небольшой запас наличных денег.

В России создана национальная система платежных карт (НСПК). И теперь все операции с международными платежными картами должны проводиться с помощью её инфраструктуры, то есть в России. Поэтому системы Visa и MasterCard обязали перевести весь свой процессинг в НСПК, то есть осуществлять обработку информации, которая используется при совершении платёжных операций, через российскую систему платёжных карт. Речь, понятно, идет о внутрироссийских операциях. Ускоренное создание НСПК было вызвано антироссийскими санкциями, в которые хотели втянуть и эти международные системы. И даже звучали заявления об их уходе с российского рынка. Теперь такие демарши потеряют всякий смысл.

Однако глава национальной системы платежных карт Владимир Комлев заявил, что оператору системы Visa для решения всех вопросов потребуется ещё один-два месяца. В самой международной платёжной системе "Российской газете" рассказали, что цель, к которой стремится Visa сейчас, - это полный перевод внутрироссийских транзакций на процессинг НСПК. "На этом мы сейчас фокусируем все наши усилия", - подчеркнули в компании. И подтвердили, что все транзакции по картам внутри России будут обрабатываться и после 1 апреля.

Правда, за опоздание Visa, по идее, должна разместить в ЦБ обеспечительный взнос, размер которого зависит от объёма транзакций по картам системы. Но прямого ответа на вопрос, произойдет ли это, не дали ни в НСПК, ни в самой платёжной системе. Эта недоговоренность и смущает экспертов, которые не исключают локальных сбоев.

Что же касается MasterCard, то эта система уже завершила подключение к НСПК и перевод обработки информации по платежам на российскую территорию. "Все необходимые соглашения пройдены и подписаны, клиенты изменений не почувствуют", - заверили в компании.

Но на этом проблемы не исчерпываются. К новым правилам карточной игры с 1 апреля не полностью готовы ещё и некоторые российские банки. По словам Владимира Комлева, по платёжной системе Visa на сегодняшний день в НСПК прошел сертификацию 31 банк, но к системе они пока не подключились. "Всего же на процессинг НСПК должны перейти около ста российских банков, работающих с картами Visa", - добавил Владимир Комлев. Конкретные кредитные организации он не называет, чтобы не будоражить клиентов, ведь проблема может решиться в кратчайшие сроки.

О возможных трудностях с проведением платежей начали заранее предупреждать своих клиентов сами банки. Так, в Сбербанке отметили, что перевод его внутрироссийских операций по MasterCard стартует 30 марта, а по Visa - в течение двух ближайших недель. Будет ли это заметно для клиентов - покажет время. "Любой запуск системы подразумевает собой какие-то отклонения, вопрос не в том, что будут или не будут сбои, а в том, насколько оперативно все готовы устранять эти сбои. Мы готовы", - заявил директор управления банковских карт и рассчетно-кассовых услуг Сбербанка Ростислав Яныкин.

В пресс-службе банка ВТБ-24 "РГ" рассказали, что у держателей пластиковых карт не должно возникнуть проблем с операциями по ним ни в последние дни марта, ни 1 апреля, ни после этой даты, добавив, что большой процент операций по картам любого банка совершается фактически вообще без прямого участия международных платежных систем. Это происходит, когда держатель снимает деньги в банкомате "родного" банка или оплачивает покупки в магазине. Другое дело, если клиент снимает деньги в банкомате "чужой" кредитной организации - тут в дело вступают уже международные платёжные системы. Или, например, при оплате картой в торговых точках, пользующихся услугой сторонних банков. "Вот здесь могут возникать сложности", - были откровенны банкиры.

Кстати, независимые эксперты оказались менее оптимистичны, чем представители банков или платёжных систем. Президент ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов не верит, что Visa всё-таки заставят платить обеспечительный взнос за то, что система не вписалась в отведенные сроки: "Скорее всего, будет выработано некое решение. Вопрос, каким оно будет. Возможно, систему попросят внести символический взнос, разбив всю сумму по частям. Впрочем, возможны и экстремальные варианты вроде временной дерегистрации системы на период в один-два месяца для завершения перевода процессинга в Россию". Однако проблемы держателей карт, по его словам, не будут носить массового характера.

Общий совет, который дают банкиры и аналитики рынка клиентам банков на случай проблем с банковскими картами, - держать наготове телефон call-центра своей кредитной организации, которые всегда можно найти на официальном сайте любого банка. И если так случилось, что наличных денег у вас не оказалось, а карточка не сработала, помните, всегда есть возможность получить их в кассе банка. Так что заранее разузнайте ближайшие адреса отделений банка и часы их работы.