Модернизация системы образования и объединение техникумов и училищ в так называемые кластеры повсеместно прошли два года назад. Тогда же в Миассе образовался северный кластер, в состав которого вошли электромеханический и автомеханический техникумы и техучилища № № 89, 38 и центральный кластер, который образовали геолого-разведочный колледж, училища № № 9 и 95. О произошедших изменениях в системе среднего профессионального образования, попытками приспособиться к новой действительности, имеющихся проблемах и их возможных решениях состоялся обстоятельный разговор вчера, 13 января, на очередном заседании совета почётных граждан. Тема профессионального образования - многоплановая. Здесь поднимаются вопросы, касающиеся процесса обучения, последующих перспектив трудоустройства, востребованности конкретного специалиста на рынке труда. Поэтому и состав заседания был столь же многоплановым: присутствовали глава округа Игорь Войнов, депутаты городского Собрания депутатов, руководители крупнейших предприятий, а также приглашённые гости - депутат ЗСО Александр Журавлёв и замглавы министерства образования Челябинской области Елена Зайко. Обеспокоенность современным положением дел в "кузнице технических кадров" и дальнейшей профессиональной судьбой его выпускников выразил почётный гражданин города Николай Григорьевич Малашкин, долгое время он трудился на АЗ "Урал", отвечал за взаимодействие между образовательными учреждениями, которые готовят кадры, и производством. Надо сказать, что техучилища в Миассе имеют долгую историю, первое из них появилось в старой части города ещё в конце девятнадцатого века. И долгие годы оно было центром культурной жизни старого Миасса. О положении дел и некоторых особенностях развития профессионального образования рассказали руководители кластеров: северного кластера Карпов Иван Васильевич, центрального кластера Романов Сергей Владимировичем, директор профессионального училища № 49 Черкасов Владимир Михайлович. Они отмечают, что прошедшее объединение образовательных учреждений - лишь концентрация педагогических сил и технических средств. В условиях реформирования они сумели не потерять учебную базу, смогли сохранить кадры, состав преподавателей и мастеров. Высокий уровень подготовки подтверждают своими работами сами учащиеся, они неоднократно занимали призовые места на всероссийских конкурсах профмастерства. Специальностей также сохранено достаточно, чтобы обучать для города необходимых специалистов, вот только беда - учить порой некого. "Так, при необходимом наборе в пятьсот человек, - отмечает Иван Карпов, - мы просто не имеем достаточного количества выпускников школ".

Процесс обучения тесно связан с возможностью трудоустройства. "Специалиста готовят под конкретное место", - неоднократно заявляли на заседании. В этой связи слово взял управляющий директор автомобильного завода "Урал" Виктор Кадылкин. По его словам, предприятие продолжает политику поддержки учебных учреждений, ведь более 90% работников составляют сотрудники, которые проходили обучение в миасских профучилищах. За последние два года на производство было принято около 80 выпускников. "У нас сегодня нет дефицита рабочей силы, - подчёркивает В. Кадылкин. - В целом, техпрофобразование находится на высоком уровне, хотя формы и название его изменились. В зоне нашего внимания находятся все средние школы, машиностроительный колледж. Это сосредоточение науки, методологии и технологии, позволяющие готовить кадры". АЗ "Урал" осуществляет поддержку образовательных учреждений, в рамках договора он предоставляет оборудование (сварочное, токарное, слесарное), оказывает финансовую помощь, поощряет лучших студентов.

Присутствовавшие на заседании высокопоставленные гости - депутат ЗСО Александр Журавлёв и замглавы министерства образования Челябинской области Елена Зайко подтвердили, что задача модернизации системы образования - создать высококачественную систему. "Ситуация 2014 года отличается от предыдущих лет. Мы вступаем в полосу сокращения трудоспособных ресурсов, в ближайшие десять лет соотношение трудоспособного населения и нетрудоспособного изменится. На тысячу трудоспособного населения придётся 854 человека нетрудоспособного, - выделил грядущие сложности депутат ЗСО. - Вторая существующая проблема - структурная нетрудоспособность. Основные вакансии сосредоточены в городах с населением более ста тысяч человек, в тоже время масса безработных живут в небольших городах и посёлках. Ситуацию усугубляет отсутствие мобильности рабочей силы, трудовой миграции. Ко всему прочему, образовательные программы устарели, они нуждаются в оперативной смене. Только так они смогут соответствовать требованиям меняющегося производства. Современному оборудованию нужен современный рабочий".

Вопрос трудоустройства выпускников профучилищ является одним из главных. Процент трудоустроенных выпускников является одним из показателей успешной работы образовательного учреждения. Как отметила замглавы министерства образования Елена Зайко, опросы населения и школьников старших классов выявляют их предпочтения в пользу гуманитарных специальностей, а не технических. Частично переломить сложившуюся ситуацию и сократить набор на такие специальности помог их перевод на коммерческую основу. За счёт бюджета осталось обучение именно на технических направлениях.

Особое внимание усилиями депутата городского Собрания Михаила Попова было обращено на давно муссирующиеся вопросы профтехобразования в старой части Миасса. Так убирают или нет площадку училища № 9? Напомним, что в училище готовят рабочих по специальностям "станочник-фрезеровщик", "электрик". Директор кластера сообщил, что хотя здание фрезерного отделения и находится в аварийном состоянии, но тем не менее, пока учебная площадка там будет сохранена. К тому же и ресурсов для перевода отделения на площадку геологоразведочного колледжа нет. Ещё один вопрос - мастерские автомеханического техникума общей площадью две тысячи квадратных метров, которые сегодня не эксплуатируются. В связи с проведёнными реорганизацией и оптимизацией необходимость в оборудовании мастерских, расположенных в переулке Механическом, отпала. Оборудования достаточно в бывшем училище № 38, содержать мастерские в старгороде экономически нецелесообразно. Сейчас рассматриваются варианты использования здания в другом аспекте.

  Юлия Ситковская