Банки РФ подготовились к выполнению с 1 января новых законодательных требований по возмещению клиентам несанкционированно списанных с карт денежных средств. В результате в новогодние каникулы клиенты банков, не предоставившие актуальные контактные данные, могут остаться с заблокированными картами, причём на совершенно законных основаниях. Напомним, что с 1 января 2014 года вступает в силу статья 9 закона о национальной платёжной системе (НПС), которая устанавливает, что банк обязан информировать клиента о каждой транзакции по карте путём направления уведомления (при этом способ информирования может быть разным и зависит от условий договора). Если в течение одного дня после получения уведомления гражданин заявит в банк, что операция по карте была совершена без его согласия, либо карта утеряна, то банк обязан незамедлительно возместить ему списанную сумму. Если же такого сообщения от клиента не поступит в течение одного дня, банк освобождается от обязанности возмещать деньги.

Так как никаких принципиально новых технических способов уведомлений клиентов за последний год не появилось, то практически все они уже реализованы банками в системах дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Рассылки на мобильные телефоны - не единственный способ уведомления клиентов о совершенных ими операциях, также есть e-mail, выписка в мобильном и интернет-банке. К тому же SMS-уведомления не применимы для держателей корпоративных карт: можно только представить бухгалтера крупной организации, телефон которого непрерывно принимает поток сообщений о тратах сотрудников предприятия.

Ряд экспертов сходятся во мнении, что повысится востребованность применения электронной цифровой подписи и уведомлений о доставке, поскольку ни SMS, ни электронная почта не являются средствами с гарантированной доставкой. Банкам в ряде случаев предстоит в суде доказывать получение клиентом сообщения о транзакции.

"Основания для блокирования банковской карты определяются договором между банком и клиентом. Если в порядок использования карты включена обязанность клиента предоставлять банку актуальную информацию о номере своего мобильного телефона, то в случае неисполнения этой обязанности банк вправе в соответствии с договором блокировать карту", - прокомментировали ситуацию с возможной блокировкой карт в Центробанке.