По указу Президента РФ, с 1 сентября все казаки должны вступить в реестр. Ношение формы казачьего войска и статуса казака предполагает, что служивого могут поднять среди ночи и отправить исполнять долг перед отечеством, защищая рубежи родины или охраняя безопасность граждан. О настоящем и будущем реестровых казаков агентству новостей "NewsMiass.ru" рассказал начальник штаба Оренбургского казачьего войска станицы имени Дутова Сергей Матвеев.

- Сергей Николаевич, какова история формирования нового казачества в нашем городе?

- Казачье общество в Миассе сформировалось в 1991 году. Тогда оно именовалось станицей Георгиевской. Сменялись одно за другим названия, статусы. В один период казаки были даже обществом с ограниченной ответственностью (ООО). В 2005 году в России вышел закон о казачестве, в котором определялись воинские обязанности казаков как служивого сословия. На сегодняшний день существует разделение казаков на входящих в реестр (несущих воинскую службу) и входящих в общественную организацию (отвечающих за патриотическое воспитание, создание культурных программ). По новому указу президента, с 1 сентября все казаки должны входить в реестр: и строевые, и общественные. Организации, которые не вступили в реестр, будут лишены статуса казаков. Реестр предполагает, что будет сформирован список казаков, каждый будет поставлен на учёт. Государству это удобно, чтобы в любой момент можно было задействовать эти войска. В Миассе, например, больше трёхсот казаков, которые могут служить государству.

- А не произойдёт ли разделения внутри реестра на казаков служивых и общественных?

- Я считаю подобные разговоры проявлением национализма. Казак - это не национальность, это статус, несение которого налагает на казака определённые обязательства перед государством и обществом. Как это так: хочу быть казаком, но не хочу заниматься государственной службой? Мы не пойдём по этому пути, более того, будем пресекать подобные настроения.

- А какие обязательства у миасских казаков?

- Мы проверяем различные природные объекты на наличие нарушений природоохранного законодательства. Охраняем Увильды, Тургояк, убираем мусор, патрулируем в зонах массового купания, получаем информацию о незаконном строительстве на берегу, свободный доступ к озёрам. Оперативно выезжаем на помощь МЧС. У казаков для этого есть необходимые навыки. Спасателям удобно работать с воинским формированием. Кроме всего прочего казаки следят за порядком на массовых мероприятиях, праздниках. Давно и продуктивно работаем с наркополицией. Недавно между Миассом и Чебаркулём нами было уничтожено поле конопли. Мы помогаем организовывать призыв, воспитываем молодёжь. По приказу министра обороны, из молодые казаки призываются не куда-нибудь, а в казачьи подразделения своих округов. Так, для молодых казаков станицы имени Дутова в Чебаркуле 7-я сформирована казачья танковая бригада. Буквально вчера три наших казачка были на присяге. Эта практика хороша во всех отношениях. Во-первых, ребята знают, что ими интересуются, за ними следят, а не бросили на произвол судьбы. И у них не возникает желания сбежать. Они понимают, что здесь, среди взрослых казаков, мы рассказываем об их успехах.

- Насколько реально создать казачьи кадетские корпуса?

- Сегодня это вполне реально. В Златоусте уже заключён договор казаков с местной администрацией о создании кадетского корпуса на базе профтехучилища, где ребята будут обучаться по специальной программе.

- Воспитывать казаков нужно в православии?

- Насильно заставлять мы никого не будем. Это вопрос выбора. Конечно, в православии нет ничего плохого. Вера учит добру и не содержит никаких идей, призывающих объединиться и пойти войной против кого-либо. Казаки всегда хранили веру Богу, царю и отечеству. И сегодня на казачьем круге присутствует священник, стоит икона. Но это скорее дань традиции, чем образ жизни. Мы не делаем православную веру главным принципом и не выносим её на лозунг.

- Каким вы видите будущее миасских казаков?

- По-прежнему служить отечеству верой и правдой. Нам небезразлично, что происходит вокруг нас, соблюдаются ли законы. Свежий пример: под Чебаркулём недавно хотели поставить автозаправочную станцию у питьевого водоёма. Казаки встали грудью - и заправки там по сей день нет. После вступления в реестр казаки имеют право заниматься охраной правопорядка. Это наш дом, и мы хотим за ним ухаживать.

  Татьяна Василец