1 июня в лаборатории робототехники при Миасском филиале ЮУрГУ в очередной раз принимали гостей. Представители заказчика - ПО "Маяк": начальник СКБ аналитического приборостроения Владимир Шубин и главный конструктор Анатолий Балев приехали для приемки опытного образца созданного здесь по заказу предприятия робота специального назначения. Демонстрация новой разработки прошла успешно.
Роботы специального назначения в Миассе создают уже более двух десятков лет под руководством профессора Игоря Войнова, избранного в 2010 году главой Миасского округа, и начальника лаборатории робототехники МФ ЮУрГУ Бориса Морозова. Сотрудничество с ПО "Маяк" продолжается более 10 лет, поскольку разработки миасских ученых заказчик считает надежными, высокотехнологичными и неоднократно испытанными.
Новый робот задуман как один из элементов инновационной технологии переработки отработанного ядерного топлива. Как пояснил прессе В. Шубин, эта технология должна прийти на смену прежней, созданной 35 лет назад. При переработке ядерного топлива для контроля необходимо проводить сложный анализ образцов, которые проходят через целый ряд лабораторных боксов. В существующей сегодня технологии этого процесса задействованы люди, что нежелательно. Она несовершенна, и нередко возникают нештатные ситуации. Созданный в ЮУрГУ робот должен обеспечить бережную транспортировку образцов в хрупкой стеклянной таре по всем лабораторным боксам, остановившись в нужном месте с точностью до миллиметра, согласно разработанной программе. В перспективе весь процесс проведения такого лабораторного контроля должен стать автоматизированным, роботы будут выполнять за человека всю необходимую работу. Планируется, что к 2014 году эта задача будет реализована.
А пока невзрачная с виду "тележка", или "паровозик", как в шутку называют свое детище его создатели, наполненная, однако, высокотехнологичным "продуктом" человеческого интеллекта, успешно продемонстрировала способность выполнять поставленные перед ней задачи - по команде с компьютера плавно набирала ход, скользя по миниатюрным рельсам, и четко, мягко останавливалась в заданной точке. Вместо ответа на вопрос, какой груз может перевозить робот, Б. Морозов, к радости корреспондентов, прокатился на нём сам.