Озеро Миассово, по ту сторону горы Ильменя, находится в Троицком уезде и частью в Челябинском, состоит в арендном содержали у кр. Каслинского завода Андрея Степанова Трутнева, который вo избежание хищнической ловли рыбы и в ограждение своих рыболовных снастей имеет на озере несколько человек сторожей (уже случай был, зимой настоящего года у него злоумышленники изрубили невод ночью, причинив убытка на 300 руб.). Сейчас, как запрещенное время, ловля рыбы не производится, сам арендатор проживает в Каслях, а при озере, на хуторе находится приказчик тургоякский обыватель Кузьма Лыкасов и несколько сторожей-сгонщиков, которые гоняют хищников.
Ночью на 16 апреля на озере были захвачены сторожами 4 башкир, ловивших рыбу. Последние сгонщикам оказали сопротивление, но все-таки должны была отступить, после этого башкиры отправились в дер. Уразбаеву, Сызгинской волости верстах в 2-х 3-х от места происшествия, собрали человек 30 башкир вооруженных и топорами, и острогами, и даже ружьями, привели на озеро и начали бить сторожей; к ним на помощь явился приказчик Кузьма Лыкасов с двустволкой, которого башкиры ударили обухом топора по голова, свалив Лыкасова в воду. Но тот не растерялся и ружья башкирам не давал, хотя последние и старались во что бы то ни стало отобрать ружье.
В этой схватке каким-то образом, или нечаянно, или Лыкасов защищаясь, выстрелил из одного ствола и один из нападавших башкир - из дер. Уразбаевой Шарафутдин Камалетдинов был убит. Но и Лыкасов тоже чуть не поплатился жизнью. Разъяренная толпа фанатиков избив его до полусмерти, притащила к ceбе в деревню Уразбаеву и здесь, воодушевленная местным муллой, произвела настоящее истязание над ним, каковое не в состоянии описать, кажется, никакое перо. Невольно переносишься мыслью к зверствам турок, когда-то изощрявшихся в мучениях над попавшими в плен русскими солдатами в войну 1877-78 г. Так и здесь, почти вся деревня участвовала в истязании. Не только женщины, но даже и дети и те царапали лицо и ковыряли глаза Лыкасову.
И так вероятно, несчастный погиб бы, но и среди изуверов нашелся один сострадательный башкир, который защитил истязуемого, а потом и укрыл его у себя в доме, хотя и сам в свою очередь пострадал за это от своих соплеменников. Если бы не вмешательство этого доброго башкира, то Лыкасов непременно бы был убит, а для приведения в исполнение своего решения, обозленная толпа хотела его отправить в другую деревню и дорогой окончательно с ним прикончить.
Газета "Казакъ" № 38 от 22 апреля 1911 г.