В сегодняшнем интервью для "Российской Газеты" министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил на ряд вопросов, касающихся будущего системы образования в нашей стране. Сколько школ откроют свои двери? Что ждет вузы, которые недобрали студентов? Сократится ли число преподавателей и вузов? Надо ли ужесточать льготы "олимпиадникам"?

Основная задача - обеспечение детей качественным образованием, сокращение числа школ при нынешней демографической ситуации неизбежно. Сейчас есть возможность реорганизовать систему и создать современную школьную инфраструктуру, которая может обеспечить нормальные условия обучения всем детям.

К 2016-2017 годам число школьников начнет расти. Поэтому важно, чтобы школьные здания сохранились в системе образования. На неиспользуемых площадях можно размещать учреждения дополнительного образования, можно создавать школу полного дня.

Отвечая на вопрос по вступительной кампании в ВУЗы, министр ответил: "Подавляющее большинство вузов на бюджетные места студентов набрали. Причем поступление в целом прошло более организованно, чем в прошлом году. Как и в прошлом году, сократился прием в негосударственные вузы и на платные места. Приятно, что наконец-то началось перераспределение интереса абитуриентов в сторону технических специальностей".

Вместе с тем, основной проблемой ВУЗов, опять-таки связанной с демографическим кризисом, станет уменьшение нагрузки на преподавателей. По некоторым оценкам, без работы могут остаться 100 тысяч преподавателей. К сожалению, многие из них ничего не хотят менять, считая, что государство обязано им все обеспечить. Хотя уже сейчас стоит задуматься о повышении квалификации, возможно, о получении новой специальности. Возможно, будет развиваться не только система профессионального образования, нацеленная на выпуск специалиста, а и система по приобретению дополнительных "социальных" навыков и умений (рисование, компьютерная грамотность, иностранные языки).

Проблему "олимпиадников", занявших большое количество бюджетных мест в вузах, Андрей Фурсенко предложил решать энергичней: "Этот вопрос находится полностью в ведении Союза ректоров. Считаю, что им нужно занять еще более жесткую позицию и безжалостно закрывать олимпиады, поставляющие "некачественных" призеров. Между прочим, заметьте, ни одной претензии к Всероссийской олимпиаде школьников нет. Все проблемы касаются региональных и муниципальных так называемых предметных олимпиад. Значит, по этому направлению надо серьезно работать".