В последнее десятилетие всё больше наших сограждан для восстановления здоровья прибегают к услугам платной медицины. Однако, несмотря на высокие цены, качество этих услуг не всегда удовлетворяет пациентов. Хотя, по сведениям защитников прав потребителей и правоохранительных органов, обращений в суд по этому поводу не зафиксировано, не исключено, что такие ситуации могут возникнуть. Поэтому специалисты "Роспотребнадзора" рекомендуют миасцам внимательно изучить обязательные условия предоставления платных медицинских услуг, которые определяются нормативными документами.

Для начала необходимо убедиться в том, что выбранное медицинское учреждение имеет лицензию и сертификат на оказание нужных вам медицинских услуг, а в случае, если медицинское учреждение является государственным или муниципальным, то и разрешение соответствующего органа управления здравоохранения. Далее следует ознакомиться с информацией, которую обязаны представить клиентам медицинские учреждения в наглядной, доступной форме, бесплатно. Информация эта должна быть достоверной и содержать данные о месте нахождение организации и ее юридический адрес, а также о месте государственной регистрации, режиме работы учреждения, перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости, условия предоставления медицинских услуг (часы приема специалистов и место приема), сведения о льготах для отдельных категорий граждан, о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг обязательно должно быть оформлено договором, который необходимо внимательно прочитать до принятия решения о получении услуг в данном медицинском учреждении. В тексте договора обязательно должны быть оговорены условия и сроки предоставления и получения услуг, порядок расчетов, права и обязанности не только клиента, но и медицинского учреждения.

При получении платной медицинской услуги не надо стесняться просить, а в некоторых случаях и потребовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, а также расчет стоимости оказанной услуги.

Потребители, получившие некачественные медицинские услуги, вправе предъявить требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства от 13 января 1996 г. № 27.

Если урегулировать спор с медицинским учреждением в досудебном порядке окажется невозможным, пациент вправе обратиться в суд. В соответствии со ст.11 Гражданского кодекса РФ и ст.17 Закона "О защите прав потребителей " предусмотрена судебная защита гражданских прав, к которым относятся права потребителей. Порядок обращения суд, а также форма и содержание искового заявления установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ. Необходимые консультации по порядку составления искового заявления и обращению в суд можно получить в любой юридической консультации.

По искам, связанным с нарушением их прав, потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ (п.3 ст.17 Закона РФ " О защите прав потребителей" ).

Одновременно с подачей искового заявления о защите прав потребителей пациент вправе ходатайствовать о привлечении Роспотребнадзора для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 3 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей".