Устраивать в мусорных контейнерах подобие ада для всевозможных бытовых отходов, похоже, стало милым национальным обычаем. Местным уж точно. Во всяком случае, читатели нашего сайта не перестают сигнализировать о пожарах на площадках для сбора мусора.

Сотрудники управления по экологии и природопользованию администрации Миасского городского округа в лице инспектора охраны природы Олега Дресвянникова, с которым беседовал корреспондент агентства "NewsMiass.ru", не скрывал тревоги: то, что далёкие от таёжной романтики костры наносят колоссальный вред здоровью тех, кто вынужден дышать уличными дымами.

По сведениям экологов, поджигают мусор в контейнерах, где в огне сгорают не только картонные коробки, старые газеты, картофельные очистки, но и плавятся пластиковые бутылки, в основном, не сами жители, а управляющие компании, желающие сэкономить на договоре о вывозе мусора и его утилизации (об этом Олег Юрьевич упоминал и в разговоре, состоявшемся в мае). Тем же самым грешат и возникающие в Миассе как грибы после дождя ТСЖ - товарищества собственников жилья. Не спешат воспользоваться этой услугой и немалое количество предприятий малого бизнеса, где тоже в результате деятельности образуются отходы. Некоторые предприятия стараются справляться с этой проблемой самостоятельно, однако возможности их в этом отношении, в сравнении с имеющими лицензии фирмами, весьма ограничены.

В городе сегодня два предприятия, на законных основаниях занимающихся вывозом мусора - это "Эко-Сервис" и "Рассвет-Энерго". Договор с ними заключается на основе нормативов, принятых как на местном, так и на областном и федеральном уровнях. Как отметил Олег Дресвянников, при заключении договора учитываются такие факторы, как вид деятельности той или иной организации, торговая площадь, количество посещений, количество машиномест и так далее. Есть и такие фирмы, которые предпочитают производить оплату по факту. Им- то и выгодно уменьшить количество предназначенного к вывозу мусора посредством поджога.

По сведениям управления, количество фирм, сотрудничающих с предприятиями, специализирующимися на вывозе мусора, сегодня едва дотягивает до половины от числа зарегистрированных. Среди упорных уклонистов - значительная часть мелких организаций. Сегодня вывоз и размещение отходов обходится клиенту в среднем чуть менее 200 рублей за кубический метр. Для нормально функционирующего предприятия, считает Олег Дресвянников, это не слишком обременительно.

Виновные в сжигании мусора не остаются безнаказанными. Так в прошлом году за этим занятием защитниками природы было застигнуто ООО "РАСТ" - база бывшего Северного торга. Экологи обратились в прокуратуру, сопроводив соответствующие документы обличающими нарушителей снимками. После принятых мер, сказал Олег Дресвянников, поджоги мусора прекратились, теперь предприятие действует в правовых рамках, и на территории порядок.

Всего же в прошлом году сотрудниками управления экологии и природопользования было проведено 64 комплексных проверки. Это с учётом запрета на проверки предприятий малого и среднего бизнеса в связи с разразившимся в стране финансово-экономическим кризисом. Согласно постановлению губернатора Петра Сумина, направленного на снижение нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса, экологи на полгода оставили их в покое, сосредоточив усилия на бюджетных организациях. По словам экологов, большую работу пришлось провести с руководством одной из школ машгородка, где контейнеры частенько пылали. Только настойчивость и последовательность защитников окружающей среды помогли прекратить "газовую атаку" на близлежащие окрестности.

Однако, по мнению миасских экологов, горящие контейнеры - это ещё не самая большая беда для города. Куда опаснее смог, образующийся в результате транспортного потока на дорогах. Выбросы в атмосферу здесь, по крайней мере, раза в четыре превышают показатели загрязнения атмосферного воздуха от деятельности промышленных предприятий и сжигаемого в контейнерах мусора. Причин тому достаточно, считает Олег Дресвянников. Это и устаревшие, значительно отставшие от современных экологических требований автомобили, и отсутствие системы контроля за состоянием транспортных средства, и очень низкое качество топлива.

Не способствует здоровью горожан и интенсивная вырубка деревьев как на территории города, так и в окрестных лесах. Но это уже темы для отдельного разговора.

  Ольга Белякова